Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Синтогенетическая периодизация психического развития
Синтогенетическая периодизация психического развития
Страница 9

Таким образом, с позиции закона единого сознания синтологической психологии можно целостно отразить единство всех периодизаций в познании индивидуального развития. При этом они не отрицают, не противопоставляются друг другу. Они синтологически обьединяются, так как взаимнодополняя друг друга как отдельные грани, созидают интегральную целостность человеческого сознания, Я-концепции.

В целом синтогенетическая теория развития отражает поэтапный процесс формирования глобулы Я-концепции человека. Поэтому общее направление синтогенетического развития: «от глобальной недифференцированной ситуации индивида (плода) (Х. Таджфел, Л. Гараи, М. Кегни, Л.И. Обухова) к глобальной интегрированной ситуации персональности (старческий возраст) (К. Коффки, П. Левин и др.). Это позволяет сформулировать синтогенетический закон глобального психологического развития

: «Возрастное развитие человека происходит от глобального недифференцированного сознания индивида к глобальному интегрированному сознанию персональности»).

Предложенный подход с позиции синтогенетической периодизации психического развития имеет важное обобщающее значение для возрастной и специальной психологии, позволяет интегративно рассматривать все стадии формирования психологических систем человека в их взаимосвязи.

СИНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Трошин О.В., 2000)

«Возрастное психическое развитие человека направлено от глобального недифференцированного сознания индивида к глобальному интегрированному сознанию персональности» (закон глобального развития)

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ ЭПОХА

I

. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (индивидных свойств)

1. Стадия интерактивная

/дифференциации/

1)Внутриутробная фаза /дивергенции/

А-подфаза эмбриональная; Б-кризис фазовый (4 мес); В-подфаза фетальная (плода)

-Кризис рождения (-2мес/+3 нед; средний - 0). /структуирования/

2. Стадия аффективная

/интеграции/

2)Фаза новорожденности /конвергенции/

А-подфаза ранней новорожденности (0,5-2 мес); Б-кризис новорожденности (2 мес);

В-подфаза поздней новорожденности (2-4 мес)

-Кризис реагирования (4-6 мес.; средний - 5 мес.). /функционирования/

II

. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (обьектных свойств)

3. Стадия аффективно-интерактивная

3) Фаза младенчества (6-12 мес)

А-раннего младенчества (6-8 мес); Б-кризис фазовый (8 мес); В-позднего младенчества (8-12 мес)

-Кризис разобщения (11-18 мес.; средний - 1 г.).

4. Стадия аффективно-коммуникативная

4) Фаза раннего детства (1,5-3 г.)

А-младший ранний возраст; Б-кризис фазовый (2 года); В-старший ранний возраст

-Кризис осознания (2,5-3,5 г.; средний - 3 г.).

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ЭПОХА

III

. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (субьектных свойств)

5. Стадия аффективно-когнитивная

5) Фаза дошкольного детства (3-6,5 лет)

А-младший дошкольный возраст; Б-фазовый кризис (5 лет); В-старший дошкольный возраст

-Кризис научения (5,5-7,5; средний - 6,5 лет).

6. Стадия аффективно-рефлексивная

6) Фаза отрочества (6,5-11,5 лет)

А) подфаза раннего отрочества (6,5-10 лет); Б)фазовый кризис (10 лет); В)подфаза позднего отрочества (10-11,5 лет)

-Кризис созревания (11-15 лет; ср.-13 лет).

IV

. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (личностные свойства)

7. Стадия когнитивно-интерактивная

7) Фаза подростковая (15-17 лет)

А-подфаза ранняя подростковая (15-16 лет); Б-кризис фазовый (16 лет); В-подфаза поздняя подростковая (16-17 лет)

-Кризис отречения (17-19 лет; средний - 18 лет).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Влияние нарушений двигательной сферы на психическое развитие ребенка
Нарушения двигательной сферы могут быть спровоцированными генетическими факторами, не грубая конституциональная недостаточность моторики (неуклюжесть). Влияние внутриутробного и постнатального поражения ЦНС и при раннем детском аутизме во ...

Предисловие
«Сотрудничество врача и педагога, совместная организация медико-педагогический, санитарно-педагогических, коррективно-педагогических мероприятий на основе принципов коррективной (лечебной) педагогики – вот единственно возможный путь борьб ...