Таким образом, с позиции закона единого сознания синтологической психологии можно целостно отразить единство всех периодизаций в познании индивидуального развития. При этом они не отрицают, не противопоставляются друг другу. Они синтологически обьединяются, так как взаимнодополняя друг друга как отдельные грани, созидают интегральную целостность человеческого сознания, Я-концепции.
В целом синтогенетическая теория развития отражает поэтапный процесс формирования глобулы Я-концепции человека. Поэтому общее направление синтогенетического развития: «от глобальной недифференцированной ситуации индивида (плода) (Х. Таджфел, Л. Гараи, М. Кегни, Л.И. Обухова) к глобальной интегрированной ситуации персональности (старческий возраст) (К. Коффки, П. Левин и др.). Это позволяет сформулировать синтогенетический закон глобального психологического развития
: «Возрастное развитие человека происходит от глобального недифференцированного сознания индивида к глобальному интегрированному сознанию персональности»).
Предложенный подход с позиции синтогенетической периодизации психического развития имеет важное обобщающее значение для возрастной и специальной психологии, позволяет интегративно рассматривать все стадии формирования психологических систем человека в их взаимосвязи.
СИНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Трошин О.В., 2000)
«Возрастное психическое развитие человека направлено от глобального недифференцированного сознания индивида к глобальному интегрированному сознанию персональности» (закон глобального развития)
НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ ЭПОХА
I
. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (индивидных свойств)
1. Стадия интерактивная
/дифференциации/
1)Внутриутробная фаза /дивергенции/
А-подфаза эмбриональная; Б-кризис фазовый (4 мес); В-подфаза фетальная (плода)
-Кризис рождения (-2мес/+3 нед; средний - 0). /структуирования/
2. Стадия аффективная
/интеграции/
2)Фаза новорожденности /конвергенции/
А-подфаза ранней новорожденности (0,5-2 мес); Б-кризис новорожденности (2 мес);
В-подфаза поздней новорожденности (2-4 мес)
-Кризис реагирования (4-6 мес.; средний - 5 мес.). /функционирования/
II
. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (обьектных свойств)
3. Стадия аффективно-интерактивная
3) Фаза младенчества (6-12 мес)
А-раннего младенчества (6-8 мес); Б-кризис фазовый (8 мес); В-позднего младенчества (8-12 мес)
-Кризис разобщения (11-18 мес.; средний - 1 г.).
4. Стадия аффективно-коммуникативная
4) Фаза раннего детства (1,5-3 г.)
А-младший ранний возраст; Б-кризис фазовый (2 года); В-старший ранний возраст
-Кризис осознания (2,5-3,5 г.; средний - 3 г.).
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ЭПОХА
III
. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (субьектных свойств)
5. Стадия аффективно-когнитивная
5) Фаза дошкольного детства (3-6,5 лет)
А-младший дошкольный возраст; Б-фазовый кризис (5 лет); В-старший дошкольный возраст
-Кризис научения (5,5-7,5; средний - 6,5 лет).
6. Стадия аффективно-рефлексивная
6) Фаза отрочества (6,5-11,5 лет)
А) подфаза раннего отрочества (6,5-10 лет); Б)фазовый кризис (10 лет); В)подфаза позднего отрочества (10-11,5 лет)
-Кризис созревания (11-15 лет; ср.-13 лет).
IV
. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (личностные свойства)
7. Стадия когнитивно-интерактивная
7) Фаза подростковая (15-17 лет)
А-подфаза ранняя подростковая (15-16 лет); Б-кризис фазовый (16 лет); В-подфаза поздняя подростковая (16-17 лет)
-Кризис отречения (17-19 лет; средний - 18 лет).
Влияние нарушений двигательной сферы на психическое развитие ребенка
Нарушения двигательной сферы могут быть спровоцированными генетическими факторами, не грубая конституциональная недостаточность моторики (неуклюжесть). Влияние внутриутробного и постнатального поражения ЦНС и при раннем детском аутизме во ...
Предисловие
«Сотрудничество врача и педагога, совместная организация медико-педагогический, санитарно-педагогических, коррективно-педагогических мероприятий на основе принципов коррективной (лечебной) педагогики – вот единственно возможный путь борьб ...
|