Как отмечал философ И.И. Резвицкий (1984) «индивидуальность - это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно, творчески и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей. В качестве индивидуальности человек является автономным и неповторимым субьектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества».
При этом психологическая структура индивидуальности включает в себя систему смысловых отношений, ценностных ориентаций, мировоззрение, стремление к самоактуализации и т.д. Их изучают акмеологическая, специальная и синтологическая психология. На этом уровне формируются социально-адаптационныеформы нервно-психических расстройств, в том числе задержка развития индивидуальности.
3. Третичная синтогенетическая структура
Третичная синтогенетическая структура представлена шестью синтогенетическими уровнями развития (Рис.7)
. Они взаимодействуя с вторичной структурой образуют психологическую спираль развития, которая подробно описана Д.И. Фельдштейн (спираль социального развития личности).
Данные синтогенетические уровни можно обозначить следующим образом:
1) Индивид
(нейрофизиологические свойства - нейродинамические особенности конституции, психомоторики, темперамента, поведения)
2) Обьект
(психофизиологические свойства - базисные механизмы, предпосылки формирования внимания, мышления, памяти, речи, ВПФ, способностей)
3) Субьект(индивидуально-психологические свойства - развернутые психодинамические проявления указанных психологических процессов)
4) Личность (персона)(психосоциальные свойства - характер, ролевое поведение, воля, общение, коммуникативная деятельность, обеспечивающие просоциальные особенности реагирования).
5) Индивидуальность
(социально-психологические свойства - самоактуализация, самоопределение, индивидуальный стиль и образ жизни, рефлексивные механизмы).
6) Персональность
(это онтологический уровень персоналистических свойств, связанных с нравственно-этической, эстетической, духовной сферами, процессами креативности, социальной интеграции).
4. Четвертичная синтогенетическая структура
Четвертичная синтогенетическая структура связана с образованием наиболее интегрированной организации психологических функций - синтогенетической глобулы
. Ее значение отражено в концепции целостного эпигенеза Э. Эриксона, холистической теории развития педологов, событийной целостности В.И. Слободчикова и др.
Именно в системе подобного уровня сложности зарождается смысл психологической деятельности. В связи с этим функционирование глобулы связано со смыслообразованием
, поэтому ведущая ее функция - креативная. Она реализуется в условиях целостной (глобальной по Джеймсу) Я-концепции, интегрирующей все проявления внутреннего мира человека.
3. Основы синтогенетической периодизации
Таким образом, данная возрастная периодизация основана на синтогенетической структуре индивидуального развития. В соответствии с формами синтогенеза выделяются три основных эпохи:
1. Нейродинамическая эпоха (внутриутробная фаза-кризис осознания трех лет);
2. Психодинамическая эпоха (фаза дошкольного детства-кризис самоопределения 24 лет);
3. Социодинамическая эпоха (фаза молодости-кризис умирания).
В эпохах выделяются следующие синтогенетические периоды
психологического развития:
I. Нейрофизиологический период(реализуемый преимущественно на уровне развития индивидных психологических свойств). Внутриутробная фаза-кризис реагирования 5 мес.
Общее представление о мышлении. Общая характеристика мышления
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. мышление порождает такой результат, какого ...
Специфика деятельности психолога учреждения.
Функциональные обязанности психолога школы.
1.Организовать диагностическую работу с детьми девиантного поведения.
2.Держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников.
3.Выявлять и устранять психологические ...
|