Психология » История психологии как самостоятельная наука » Дифференциальная психология Ф. Гальтона
Дифференциальная психология Ф. Гальтона

Основой возникновения дифференциальной психологии и дальнейшего ее становления как отдельной самостоятельной отрасли явилась экспериментальная психология, в которой решались задачи исследования общих законов сознания и психики, а индивидуальные различия выступали как побочный эффект эксперимента. Пионером в изучении индивидуальных различий был ученик Ч. Дарвина, английский биолог и антрополог Ф. Гальтон [ 1322-1911). Дифференциальная психология Гальтона содержит следующие основные идеи:

1. Умственные способности, так же как и физические признаки, передаются по наследству и не могут быть одинаковыми у всех людей.

2. Распределение способностей в обществе происходит с точки зрения отклонения от средней величины, и это отклонение детерминируется наследственными факторами: в общем количестве людей всегда большая часть имеет средний уровень способностей, а меньшая часть - высокий.

3. На развитие индивидуальных способностей человека не влияют среда, воспитание, культура и общество в целом. Существу ют только врожденное стремление к науке, выдержка, упорство, сила духа, здоровье индивида, данная от рождения независимость в суждениях и др.

4. Использование различных методов экспериментального исследования: анкетирование (опрос выдающихся людей Англии), биографический метод (изучение их биографий), измерение физических данных испытуемого и его сенсомоторных качеств, статистические методы для точного подсчета результатов, тесты для оценки ума.

Историческое значение теории Гальтона:

1. Была поставлена проблема генетических предпосылок умственного развития и статистических методов их исследования.

2. Введение методов вариационной статистики (метод исчисления корреляции через переменные), что обусловило дальнейшее создание многих ценных математических методик и возникновение метода факторного анализа.

3. Использование тестов положило начало науке психотехники и широкому использованию методов тестирования в других областях психологического знания.


Теоретические аспекты психологической защиты и совладания как механизма овладения поведением. Особенности психологической защиты. Психологическая защита и её характеристика
Понятие "механизм психической защиты" идет от З.Фрейда. Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической (психической) защиты в работе "Нейропсихология защиты" (1894); подробно рассматривает её в работе "Толков ...

Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника. Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности – периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается ...