Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Синтогенетическая периодизация психического развития
Синтогенетическая периодизация психического развития
Страница 7

II. Психофизиологический период(обьектных свойств). Фаза младенчества - кризис осознания 3 лет.

III. Индивидуально-психологический период

(субьектных свойств). Фаза дошкольного детства - кризис созревания 13 лет.

IV. Психосоциальный период(личностных, персонных свойств). Фаза подростковая - кризис самоопределения 24 лет.

V. Социально-психологический период(индивидуальных свойств). Фаза молодости - кризис инволюции 45 лет.

VI. Социально-интеграционный период

(персоналистических свойств). Имеет преимущественно общетеоретическое и мировоззренческое значение. Фаза зрелости - кризис умирания.

Каждый период в свою очередь делится на две синтогенетические стадии:

1. Стадию дифференциации

(во внутренней индивидуальной психологической среде)

2. Стадию интеграции

(с внешней психосоциальной средой).

Стадия в свою очередь подразделяется на синтогенетическую фазу и кризис развития

:

1) Фаза дивергенции(расхождения осей синтогенетического развития) /№1,3,5,7,9,11/

- Кризис структурирования(сознания, центрального новообразования)

2) Фаза конвергенции(схождения синтогенетических осей) /№2,4,6,8,10,12/.

- Кризис функционирования(ведущей деятельности).

Дадим в соответствии с синтогенетической периодизацией краткую характеристику основным возрастным кризисам.

- Кризис рождения (-2мес/+3 нед;средний - 0). Структуирование индивидного сознания, синкретическое новообразование. По В.И. Слободчикову - родовый кризис с разрывом биологического единства, обусловленного концом внутриутробной и началом индивидуальной обособленной жизни.

- Кризис реагирования (4-6 мес.; средний - 5 мес.). Отмечается кризис функционирования ведущей деятельности - непосредственного эмоционального общения. Является также кризисом нейродинамической организации индивида, базисного созревания ребенка («сплошного новообразования» по Л.С.Выготскому). По В.И.Слободчикову это кризис развития самобытности.

- Кризис разобщения (11-18 мес.; средний - 1 г.). Кризис основных психологических процессов (аффективно-интерактивных), психофизиологическое разобщение ребенка с матерью, структуирования объектного сознания, возникновения базисной Я-концепции,. Психосоциальный кризис доверия по Э. Эриксону. По В.И. Слободчикову кризис младенчества характеризуется разрывом психологического единства, утраты непосредственного общения с родными взрослыми, завершением ступени оживления.

- Кризис осознания (2,5-3,5 г.; средний - 3 г.). Кризис фуункционирования предметно-практической деятельности, базисного самосознания; новообразование переживания (по Л.С. Выготскому), речи, ВПД. По В.И. Слободчикову это кризис раннего детства, рождения самобытности. По Э. Эриксону - психосоциальный кризис автономности, т.е. психологического отделения от взрослых на основе Я-концепции.

- Кризис научения /детства/ (5,5-7,5; средний - 6,5 лет). Является кризисов структуирования игровой деятельности, произвольных субьектных психологических процессов (аффективно-коммуникативных). Характеризуется структуированием субьектного сознания, первичного самосознания. Психосоциальный кризис инициативности по Э. Эриксону. По В.И. Слободчикову - кризис детства с разрывом единства Я-реального и Я-идеального, завершение ступени одушевления, совместных предметно-опосредованных действий с близкими взрослыми; освоения физического пространства.

- Кризис созревания (11-15 лет; ср.-13 лет). Кризис функционирования учебной деятельности субьекта, расширения познавательных интересов, новообразования межличностного общения, самопознания и рефлексии, переходной Я-концепции. По Э. Эриксону - психосоциальный кризис достижения. По В.И. Слободчикову - кризис отрочества в становлении самобытности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Проблемы дифференциальной диагностики синдрома раннего детского аутизма (РДА) от сходных состояний
РДА - это отрыв от реальностей, уход в себя, пассивность и легко ранимость в контакте со средой. РДА - наиболее тяжелая форма эмоциональных нарушений. Замечено, что аутизм встречается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В некоторы ...

Теория «Оперантного бихевиоризма» Скиннера.
Б. Скиннер (1904-1990) является представителем необихевиоризма. Основные положения теории «оперантного бихевиоризма": 1. Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей. 1. Поведение - это то, ч ...