Психология » Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста » Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования
Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования
Страница 6

Анализ результатов Таблицы 2 показывает, что в 15 семьях присутствуют нарушения детско-родительских отношений, в 9 семьях таких нарушений не наблюдается. Причем, анализ рисунков по методике «Рисунок семьи» показывает некоторые расхождения с опросом родителей по данной проблеме. Так, опрос родителей Даниила Ч. показал отсутствие нарушений детско-родительских отношений, а интерпретация рисунка Даниила прямо указывает на их наличие. То же самое можно сказать об отношениях Талгата А. и Кирилла Т. с родителями. Опрос родителей Жанары Б. наоборот, показал наличие нарушений отношений родителей и ребенка, а интерпретация рисунка Жанары говорит об их отсутствии. Это говорит о том, что ребенок не чувствует дискомфорта в отношениях с родителями, хотя родители девочки недовольны отношениями с дочерью.

Уровень психологического развития детей выявили с помощью методики диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р.Сирса) (см. Приложение 1).

Воспитателю средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка Михайленко Татьяне Михайловне мы предложили признаки тревожности по Р. Сирсу. Татьяне Михайловне было предложено продиагностировать всех детей группы по данным признакам.

Михайленко Татьяна Михайловна, воспитатель I квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием заполнила лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей по нашей просьбе. Результаты представлены в Таблице 3.

Приведем примеры наблюдений за детьми.

Наблюдение за Ариной С. показало, что девочка часто напряжена и скована, даже в свободных играх со сверстниками, легко пугается и плачет, также у девочки выявлена сверхчувствительность, которая проявляется в излишней эмоциональности. Так, например, девочка очень бурно реагирует на содержание прочитанных сказок, часто плачет в напряженных моментах сказок. Таким образом, зафиксировано 5 признаков по шкале Р.Сирса, что соответствует адаптивному уровню психологического развития Арины. Ранее мы выяснили, что у Арины С. наблюдаются нарушения детско-родительских отношений, проявляющиеся в чувстве дискомфорта девочки и недостатке тепла к ребенку со стороны родителей.

Наблюдение за близнецами Дашей Р. и Алешей Р. показало практически одинаковое количество признаков по шкале Р.Сирса (Даша – 8, Алеша - 9). У детей зафиксирована частая напряженность и скованность, склонность к чрезмерно тихим ответам на вопросы, а также у близнецов потеют руки, что связано с чрезмерным волнением детей. Даша постоянно сосет палец, даже когда внешне спокойна. Алеша плаксив, причем плач часто сопровождается беспричинной агрессией по отношению к окружающим. У рассматриваемых детей дезадаптивный уровень психологического развития, причем в семье близнецов зафиксированы нарушения детско-родительских отношений. Так, Алеша не нарисовал родителей, а Даша нарисовала лишь одного папу из всей семьи.

Таблица 3

Лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей

Имя ребенка

Номер признака

1. Арина С.

1, 3, 4, 5, 14

2. Алеша Р.

1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14

3. Даша Р.

1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, 14

4. Дима Д.

1, 3, 6, 7, 8, 11

5. Никита О.

1, 2, 3, 7, 8, 9, 13

6. Настя Р.

10

7. Талгат А.

3, 4, 8, 12, 14

8. Жанара Б.

3, 14

9. Кирилл Т.

1, 6, 7, 10, 11, 12

10. Даниил Ч.

1, 4, 9, 10, 12, 13, 14

11. Рита К.

9, 13, 14

12. Оля Б.

1, 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14

13. Амина Р.

1, 3, 4, 9, 13, 14

14. Ксюша А.

3, 11

15. Дарина И.

1, 3, 4, 8, 11, 12, 14

16. Илья Ж.

7

17. Даша К.

13, 14

18. Рита М.

2, 4, 5, 6, 9, 10, 12

19. Аня Х.

7, 8, 10

20. Семен К.

1, 2, 4, 6, 8, 11

21. Лиза П.

3, 4, 5, 9, 10

22. Даша Ф.

1, 8, 9, 10, 14

23. Никита Б.

1, 4, 6, 7, 11, 12, 13

24. Всеволод С.

1, 2, 8, 11, 12, 14

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Подходы к психопрофилактике девиантного поведения
Как видно из вышесказанного, подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их п ...

Развитие тестовых методик в психологии
К началу XX столетия тестовые методы исследования продолжают активно развиваться, и начинается их использование в дифференциальной и возрастной психологии с целью изучения индивидуальных умственных особенностей детей. Чарльз Спирмен {186 ...