Анализ результатов Таблицы 2 показывает, что в 15 семьях присутствуют нарушения детско-родительских отношений, в 9 семьях таких нарушений не наблюдается. Причем, анализ рисунков по методике «Рисунок семьи» показывает некоторые расхождения с опросом родителей по данной проблеме. Так, опрос родителей Даниила Ч. показал отсутствие нарушений детско-родительских отношений, а интерпретация рисунка Даниила прямо указывает на их наличие. То же самое можно сказать об отношениях Талгата А. и Кирилла Т. с родителями. Опрос родителей Жанары Б. наоборот, показал наличие нарушений отношений родителей и ребенка, а интерпретация рисунка Жанары говорит об их отсутствии. Это говорит о том, что ребенок не чувствует дискомфорта в отношениях с родителями, хотя родители девочки недовольны отношениями с дочерью.
Уровень психологического развития детей выявили с помощью методики диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р.Сирса) (см. Приложение 1).
Воспитателю средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка Михайленко Татьяне Михайловне мы предложили признаки тревожности по Р. Сирсу. Татьяне Михайловне было предложено продиагностировать всех детей группы по данным признакам.
Михайленко Татьяна Михайловна, воспитатель I квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием заполнила лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей по нашей просьбе. Результаты представлены в Таблице 3.
Приведем примеры наблюдений за детьми.
Наблюдение за Ариной С. показало, что девочка часто напряжена и скована, даже в свободных играх со сверстниками, легко пугается и плачет, также у девочки выявлена сверхчувствительность, которая проявляется в излишней эмоциональности. Так, например, девочка очень бурно реагирует на содержание прочитанных сказок, часто плачет в напряженных моментах сказок. Таким образом, зафиксировано 5 признаков по шкале Р.Сирса, что соответствует адаптивному уровню психологического развития Арины. Ранее мы выяснили, что у Арины С. наблюдаются нарушения детско-родительских отношений, проявляющиеся в чувстве дискомфорта девочки и недостатке тепла к ребенку со стороны родителей.
Наблюдение за близнецами Дашей Р. и Алешей Р. показало практически одинаковое количество признаков по шкале Р.Сирса (Даша – 8, Алеша - 9). У детей зафиксирована частая напряженность и скованность, склонность к чрезмерно тихим ответам на вопросы, а также у близнецов потеют руки, что связано с чрезмерным волнением детей. Даша постоянно сосет палец, даже когда внешне спокойна. Алеша плаксив, причем плач часто сопровождается беспричинной агрессией по отношению к окружающим. У рассматриваемых детей дезадаптивный уровень психологического развития, причем в семье близнецов зафиксированы нарушения детско-родительских отношений. Так, Алеша не нарисовал родителей, а Даша нарисовала лишь одного папу из всей семьи.
Таблица 3
Лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей
Имя ребенка |
Номер признака |
1. Арина С. |
1, 3, 4, 5, 14 |
2. Алеша Р. |
1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14 |
3. Даша Р. |
1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, 14 |
4. Дима Д. |
1, 3, 6, 7, 8, 11 |
5. Никита О. |
1, 2, 3, 7, 8, 9, 13 |
6. Настя Р. |
10 |
7. Талгат А. |
3, 4, 8, 12, 14 |
8. Жанара Б. |
3, 14 |
9. Кирилл Т. |
1, 6, 7, 10, 11, 12 |
10. Даниил Ч. |
1, 4, 9, 10, 12, 13, 14 |
11. Рита К. |
9, 13, 14 |
12. Оля Б. |
1, 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14 |
13. Амина Р. |
1, 3, 4, 9, 13, 14 |
14. Ксюша А. |
3, 11 |
15. Дарина И. |
1, 3, 4, 8, 11, 12, 14 |
16. Илья Ж. |
7 |
17. Даша К. |
13, 14 |
18. Рита М. |
2, 4, 5, 6, 9, 10, 12 |
19. Аня Х. |
7, 8, 10 |
20. Семен К. |
1, 2, 4, 6, 8, 11 |
21. Лиза П. |
3, 4, 5, 9, 10 |
22. Даша Ф. |
1, 8, 9, 10, 14 |
23. Никита Б. |
1, 4, 6, 7, 11, 12, 13 |
24. Всеволод С. |
1, 2, 8, 11, 12, 14 |
Подходы к психопрофилактике девиантного поведения
Как видно из вышесказанного, подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их п ...
Развитие тестовых методик в психологии
К началу XX столетия тестовые методы исследования продолжают активно развиваться, и начинается их использование в дифференциальной и возрастной психологии с целью изучения индивидуальных умственных особенностей детей.
Чарльз Спирмен {186 ...
|