Анализ представленных данных в Таблице 1 показывает, что общий анамнез детей в целом благоприятен. Исключение составляют следующие дети: Талгат А. (травма головы), Амина Р. (страх темноты), Рита М. (психическое расстройство у брата), Аня Х (развод родителей), Никита Б. (смерть близкого человека – бабушки, которая воспитывала мальчика). Во многих семьях наблюдаются конфликты и ссоры в отношениях с детьми (13 семей), взаимопонимание выявлено в 11 семьях. 5 обследуемых семей неполные, детей воспитывают матери. В остальных семьях детей воспитывают оба родителя, из них 5 семей интерпретируют себя как распадающаяся семья.
Таким образом, мы выяснили (со слов родителей), что в большинстве семей (13) наблюдаются конфликты, ссоры, напряженные отношения между детьми и родителями.
Для выявления нарушений детско-родительских отношений с детской позиции нами было проведено обследование детского отношения к семье с помощью методики Е.Хаммера «Рисунок семьи» и интерпретация результатов рисуночного теста по В.К.Лосевой (см. Приложение 2).
Детям были предложены листы белой бумаги (А4) и цветные карандаши. Затем давалось задание: «Нарисуйте семью». Понятие слова «семья» детям не раскрывалось. Время выполнения задания не ограничивалось.
Во время работы фиксировались высказывания детей, волнение перед работой, фиксировалось, часто ли ребенок пользуется ластиком.
Перед выполнением задания были зафиксированы следующие высказывания детей:
Никита О. долго не приступал к выполнению задания, волновался, говорил, что у него не получится, он не знает, как рисовать маму и папу. Затем, после долгих раздумий Никита сказал: «Буду рисовать семью грибов».
Во время работы часто пользовался ластиком.
Такие же слова говорил Дима Д., но особого волнения не проявлял, ластиком не пользовался.
Волновался перед началом работы Талгат А., говорил: «У меня не получится».
Во время выполнения задания Алеша Р. часто произносил слова: «У меня не получается», затем, нарисовав себя и сестру-близнеца, сказал: «Больше никого не хочу рисовать».
Настя Р. несколько раз стирала лицо мамы, говоря: « некрасиво получилось, папа получился красивее».
Остальные дети волнения не проявляли, во время выполнения задания не произносили никаких слов, рисовали спокойно.
Затем проводился опрос детей для выяснения нарисованного. Со слов детей на работах мы подписывали нарисованных персонажей для дальнейшей интерпретации рисунков (см. Приложение 4).
Интерпретацию рисунков мы решили провести по методике Лосевой.
В результате анализа рисунков «Моя семья» мы получили следующие результаты:
Анализ рисунка Никиты О.
( см. Приложение 4).
Ребенок нарисовал семью грибов после долгих раздумий и волнения. На вопрос: «Ты не хочешь нарисовать маму, папу, себя?», ответил: «Нет, конечно».
В рисунке Никиты мы встретились с ситуацией, когда ребенок вместо реальной семьи рисует какую-то другую семью, в данном случае семью грибов. Никита ощущает отвержение, фрустрацию, потребность в близких эмоциональных контактах. Ребенок изобразил в семействе грибов близкий контакт, тем самым раскрывая чувство отверженности.
Также ребенок не изобразил на рисунке себя – один из симптомов психологического дискомфорта ребенка в семье.
Анализ рисунка Даниила Ч.
( см. Приложение 4).
Рисунки Никиты О. и Даниила Ч. похожи. Даниил также не изобразил не одного члена семьи. То есть Даниил также выразил чувство отверженности и нехватки теплых эмоциональных отношений с членами семьи. Об этом же говорит выделяющееся на рисунке солнышко: ребенку не хватает «теплоты».
Рисунок семьи «без семьи» - крик протеста ребенка и подаваемый им таким образом сигнал бедствия – SOS.
Как помочь родителям
Для родителей, чьи дети готовятся посещать учреждение или консультативные группы, можно организовать лекции-семинары. В случае если ребенок уже начал посещать занятия в группе, то индивидуальные беседы-разъяснения педагог может проводить ...
Анализ и обсуждение результатов исследования
Методика №1.
Методика исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры".
Данные диагностики младших школьников по 1-й методике приведены в таблице №1 Приложения (в), данные диагностики старших ...
|