зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии. Эта кафедра плодотворно изучает специфику ЗПР у шестилетних детей.
Безусловно важное значение в специальной психологии имеют исследования таких психологов как доцента, к.пс.н. Т.М. Сорокиной
(зав. кафедрой начального обучения НГПУ); доцента, к.пс.н. С.Л. Гапоновой
(зав. кафедрой общей психологии, декан факультета практической психологии НГПУ); доцента, к.пс.н. В.Л. Скитневского(зав.кафедрой спортивной психологии, декан факультета физического воспитания). Весомый вклад внес в развитие Нижегородской школы специальной психологии профессор, д.пс.н. В.А. Кручинин.
В настоящее время деятельность специальных психологов интегрируется в рамках работы психолого-педагогического факультета (декан - доцент Шабанов А.В.);
создаваемого института психологии НГПУ, возглавляемого профессором, д.пс.н. Е.Н. Волковой,
зав.кафедрой психологии управления.
В соответствии с ГОС по специальности 031900-специальная психология (2000)
выпускник нашей кафедры должен владеть:
1. Умением проводить психологическое обследование с целью определения особенностей психического развития, соответствия возрастным нормам; методами дифференциальной диагностики для определения типа отклонений; умением сформулировать психологическое заключение.
2. Методами психологического консультирования детей и взрослых с отклонениями в психическом развитии, а также их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, социального и профессионального самоопределения.
3. Методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.
4. Умениями и навыками разработки, реализации коррекционно-образовательных программ; методами психологической коррекции; знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способам защиты от неблагоприятных влияний социальной среды.
5. Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения.
6. Навыками организации и проведения научно-исследовательской работы в специальной психологии.
Видами деятельности специального психолога: 1) диагностико-аналитическая; 2) консультативная; 3) психопрофилактическая; 4) воспитательная; 5) коррекционно-развивающая; 6) преподавательская; 7) научно-исследовательская.
Выпускники получают в целом базисную специальность психолога и могут работать в широком диапазоне специальностей данной сферы знаний:
- общая психология;
- экспериментальная психология;
- возрастная психология;
- социальная психология;
- педагогическая психология;
- психолого-педагогическая диагностика;
- история психологии;
- психологическое консультирование.
Кроме того, студенты получают специализацию по «логопедии», в связи с чем изучают дисциплины:
- основы логопедии;
- психология детей с нарушениями речи;
- психолингвистика;
- логопедия;
- развитие речи в норме и недоразвитие речи;
- логопедическая ритмика;
- логопедические технологии;
- организация учебно-воспитательной работы у детей с нарушениями речи.
Так как студенты овладевают знаниями по коррекционной педагогике и педагогике в целом, то они могут работать не только логопедами, но и тифлопедагогами, сурдопедагогами, учителями общеобразовательных школ.
Основные положения теории Ф. Перлза
Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапии впервые применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз.(1893-1970) в 40-е годы ХХ века [1; 2]
Гештальт-терапия появилась как своеобразный антипод психоанализу. При разработке ид ...
Геештальт-группы в групповой терапии
Хотя гештальт-терапия считается методом индивидуальной психотерапии, наибольшее распространение получила ее групповая форма.
Современная групповая гештальт-терапия. исходит из предположения о том, что человеческое поведение подчиняется п ...
|