. Это обеспечивает возможность единого подхода к психодиагностике и психокоррекции девиаций, независимо от наличия традиционных типов отклонений в развитии.
Специальная психология тесно взаимодействует, с одной стороны, с возрастной психологией
(исследующей стадийность нормативного развития нервно-психических функций у условно здоровых детей); и с медицинской /клинической/ психологией
(изучающей особенности патологического нервно-психического развития у больных детей), с другой стороны. Т.е. отклоняющееся развитие является переходной формой онтогенеза между нормативной и патологической, обьединяя их.
И действительно невозможно исследовать девиации без сопоставления их с контрольными группами нормы и патологии. В этом заключается синтологический подход
к специальной психологии, раскрывающий ее методологическое единство с возрастной и медицинской психологией (Трошин О.В., 1994). Из общих наук специальная психология имеет тесные научные связи
с психологией (дифференциальная, генетическая психология, психодиагностика), медициной (невропатология, психопатология, нейропсихология, психотерапией) и педагогикой (коррекционная, лечебная, реабилитационная педагогика).
Несмотря на то, что специальная психология как научная отрасль знаний имеет давние традиции, ее практическая служба начинает складываться в России только в течении последнего десятилетия. Раньше она входила как составная часть в организацию специальных служб олигофренопедагогики, логопедии, тифлопедагогики, сурдопедагогики. Поэтому в настоящее время специальная психология еще не имеет самостоятельной методологической базы, что задерживает ее практическое внедрение, несмотря на значительные потребности образовательной сферы.
В связи с этим и организуются в настоящее время кафедры специальной психологии при педагогических университетах, которые возглавляют научно-исследовательскую работу, направленную на создание психодиагностической и психокоррекционной базы для специалистов данного профиля. Дифференцированная подготовка специальных психологов в условиях пятилетнего дневного обучения в Волго-Вятском регионе осуществляется пока только на кафедре специальной психологии НГПУ
. 2000 г. является для кафедры юбилейным - состоялся первый выпуск студентом по специальной психологии и олигофренопедагогике; в 2002 г. выпущено две учебные группы - около 60 специалистов.
Кафедра создана в феврале 1996 г., когда О.В. Трошина как молодого доктора медицинских наук (30 лет), занимавшегося взрослой и детской психоневрологией, психодиагностикой и психотерапией, пригласили на должность зав. кафедрой специальной психологии и педагогики. В 2001 г. интегрированная кафедра разделилась на две специализированных: кафедру специальной психологии и кафедру коррекционной педагогики, которую возглавил проф. А.Г. Андреев.
Кафедра развивает добрые научные традиции основоположника специальной психологии и педагогики в Нижегородском крае заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, глубокоуважаемого профессора У.В. Ульенковой
. Выдающиеся работы научной школы Ульяны Васильевны, в течение уже более 25 лет изучающей психологические проблемы детей с ЗПР, получили заслуженное признание на международном уровне, широко внедряются в различных регионах России.
Огромный вклад в заочную подготовку специалистов на базе высшего образования вносит факультет специальной психологии и педагогики НГПУ, возглавляемый известным специальным психологом, к. пс. н., доцентом Е.Е. Дмитриевой,
Конфликт в организации
Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.
Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственног ...
Три кита, на которых держится страх
Теперь мы, кажется, уже все знаем о страхах и ужасах, о тревогах и депрессиях. Но есть кое-что, на что мы до сих пор не обратили внимания.
Страх не является чем-то монолитным и неразделимым: можно сказать, что он держится на трех китах, ...
|