Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Введение. Предмет специальной психологии
Введение. Предмет специальной психологии
Страница 1

«В настоящее время чрезвычайно актуально концептуальное переосмысление общих и специфических закономерностей психического развития аномальных детей различных категорий, возможностей коррекции и компенсации дефектов развития .»

(Ульенкова У.В., 2000)

Специальная психология

изучает особенности формирования психологических функций у детей с отклоняющимся развитием. В настоящее время специальная психология обеспечивает психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями в течении всей жизни. При этом она носит психодиагностическую и психокоррекционную направленность, а также исследует возможности реабилитации, адаптации и интеграции детей с различными вариантами социально-психологической дезадаптации в обществе (Лубовский В.И., Пузанов Б.П., Ульенкова У.В., Петрова В.Г., Усанова О.Н., Кручинин В.А. и др.). В этом и заключаются основные функции специальной психологии.

Б.П. Пузанов предложил следующее определение: специальная психология

как отрасль психологии изучает людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования нервной системы, и устанавливающая возможности и пути компенсации дефектов различной сложности.

Задачи специальной психологии:

1. Исследование психологических механизмов нарушений у детей с отклонениями в психическом развитии.

2. Диагностика психофизических, индивидуально-психологических и социально-психологических расстройств.

3. Разработка программ психологического консультирования, социально-психологической реабилитации и интеграции.

4. Внедрение методов психологической коррекции нарушений у детей с отклонениями психического развития.

Специальная психология способствует развитию у данной категории детей адаптивных навыков общения, познавательной креативности, коррекции деструктивных форм поведения и эмоциональных нарушений. Причем важным аспектом ее деятельности является помощь детям в условиях возрастных и динамических кризисов психологического развития, когда отмечается или первичное проявление или обострение имеющихся нервно-психических отклонений. Исследование кризисной дезадаптации является одним из наиболее перспективных подходов - кризологическим направлением

специальной психологии.

Поэтому кафедра специальной психологии НГПУ (зав. кафедрой - проф. О.В. Трошин) с 1996 г. занимается научной разработкой общекафедральной тематики: «Многоуровневое исследование форм психологической дезадаптации у детей с отклоняющимся развитием в условиях возрастных кризисов».

В этой комплексной научно-исследовательской работе принимают участие преподаватели кафедры, аспиранты, докторанты, практические сотрудники специальных образовательных учреждений и студенты старших курсов отделений «специальная психология» и «олигофренопедагогика» в рамках подготовки курсовых и дипломных работ.

Важная роль при этом отводится Нижегородскому научно-практическому обществу детских неврологов и психологов.

Это обусловлено тем, что по мнению ведущих дефектологов в основе всех отклонений у детей лежат нарушения нервно-психического развития, которые необходимо изучать интегрировано в их иерархической многоуровневости и онтогенетической последовательности.

Однако, независимо от исходного уровня поражения в условиях новой социальной ситуации развития все девиации (отклонения) проявляются общей социально-психологической дезадаптацией индивидуальности

Страницы: 1 2 3 4


Причины возникновения стресса
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ре ...

Психологические особенности умственно отсталых детей
1. Общая характеристика Умственно отсталым называют ребенка, у которого наблюдается стойкое значительное нарушение познавательная деятельность вследствие глубокого органического поражения головного мозга (Рубинштейн С.Я., 1986). Этим умс ...