1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
55 ? ? ? ?
Некоторые дети сразу находят общий принцип построения рядов. Например, Лена В. (III класс) тут же говорит: "Второй столбик – 60. ("Почему?") Я посмотрела: каждое число следующего столбика на единицу больше, а чисел – пять, значит 60, 65, 70, 75". Зоя М. Выполнила это задание таким образом: подсчитала сумму второго вертикального ряда, получила 60, потом третьего – получила 65; только после этого она обнаружила определенную закономерность в построении рядов.
Некоторые дети вообще не могут уловить общий принцип построения рядов чисел и пересчитывают все столбики подряд, ничего не обобщая.
Подобные особенности мышления проявляются и в работе школьников с любым учебным материалом. Так, например, третьеклассникам дали 8 карточек, на каждой из которых был напечатан текст пословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному смыслу, заключенному в них.
Одни дети обобщают пословицы по существенному признаку:
Волков бояться - в лес не ходить |
Тут о смелости говорится. Смелый человек. |
Смелость города берет |
Ни волков, ни врагов не боятся |
Дело не медведь – в лес не уйдет. Семеро одну соломинку поднимают |
«Это все о лентяях: они работать не торопятся, а когда начинают работать, то легкое дело все вместе делают, а и один мог бы справиться» |
Семь раз примерь – один отрежь. Поспешишь - людей насмешишь |
«Делать надо все как следует, подумать сначала» |
Семеро одного не ждут кто встал пораньше, ушел подальше |
«Никогда не надо опаздывать» |
Другие дети обобщают по внешнему, лежащему на поверхности признаку: |
Волков бояться в лес не ходить.
Дело не медведь – в лес не уйдет.
Семеро одного не ждут.
Семь раз примерь – один отрежь. |
Это все про зверей
«Эти пословицы одинаковые, здесь везде семь есть». |
Чтобы судить на основании проб об особенностях мышления ребенка, необходимо проанализировать неоднократное выполнение им заданий из разных областей знаний.
Математический материал.
Учащимся дается лист бумаги, на котором напечатаны примеры с пропущенными числами. Задание: «вставь пропущенные числа так, чтобы примеры были решены верно». Всего даны три постепенно умножающих столбика примеров (пропущены одно число, два числа, три числа), в каждом столбике примеры одинаковой сложности.
1 |
2 |
3 |
…+3=11 |
4 + 3 +…=17 |
…+…* 2=16 |
…- 8=7 |
18 - 7 -…=4 |
…* 3 -…=11 |
…*4=16 |
7+…- 4=6 |
18 -…* 2=14 |
5+…=19 |
…*3 - 5=13 |
18 -…* 2=14 |
…+…=17 |
…+5- 4=3 |
20 - …+…=17 |
18 - … = 3 9 + 4 + … = 16 … + 13 - … = 15
… - … = 9 … - … + 5 = 18 5 * … - … = 12
… * … = 20 7 * … - 5 = 9 … * 3 + 7 = 19
За каждый правильно решенный пример учащийся получал один бал, таким образом, максимальное количество баллов, которое мог бы набрать ученик при выполнении этого задания, равно 24.
Литературный материал.
Испытуемому даются последовательно три карточки, на которых напечатаны коротенькие рассказы с пропущенным содержанием. Задание: "Здесь написаны начало и конец рассказа, очень коротко дополни его содержание".
Карточки предъявлялись в такой последовательности:
1. Дети пошли в лес.
…………………….
Поэтому, не дойдя до леса, они бегом бросились домой.
2. Таня зашла за Катей и позвала её гулять.
…………………….
Тогда Таня решила остаться и помочь подруге.
3. Зима наступила неожиданно.
Причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений.
Наиболее яркий пример такого рода особенностей - взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.
Казалось бы, довольно безобидный фактор «симпатия- антипатия» касается не только двух или несколько бол ...
Определение понятия "депривация". Депривация сенсорная,
интеллектуальная, социальная
Депривация - от лат. Deprivativo – лишение.
Депривация - социальный процесс сокращения и / или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп.
Виды депривации:
Полнота информации об окружающем м ...
|