Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влиянием естествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма. В своем развитии ассоцианистическая психология прошла три этапа.
1. Первый этап - начало ХК в. - расцвет ассоцианизма, когда были созданы классические теории и разработаны основные положении этой концепции. Главными представителями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Милль.
2. Второй этап - середина ХК в. - переломный период, когда происходил пересмотр основных взглядов классического ассоцианизма на предмет и методы исследования, что способствовало началу его кризиса. Это проявилось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэма.
3. Третий этап - конец ХК в. - кризис классического ассоцианизма, обусловленный произошедшими на предыдущем этапе изменениями во взглядах, в область психологического исследования вводится метод эксперимента. Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз, Т. Циген, Г. Э. Спенсер.
Заслугами ассоцианистов являются:
- введение в область психологического знания и дальнейшее развитие понятия опытного, прижизненного формирования содержаний сознания, что стимулировало развитие педагогики и формирование многих законов обучения и развития;
- введение понятия и теории ассоциации, которые также оказали существенное влияние на изучение законов приобретения знаний и научения;
- «узаконивание» самонаблюдения и эксперимента как основных методов исследования в психологии.
У данной концепции существуют следующие недостатки и заблуждения:
- признание только опытных, прижизненно сформированных феноменов и содержаний сознания, выведение их из чувств и ощущений, отрицание врожденных особенностей человека как имеющих достаточное влияние на его развитие;
- описательность самой концепции, отсутствие средств для объяснения процессов и явлений душевной жизни;
- отказ от изучения мышления, способностей, особенностей поведения личности без привязывания их к феномену ассоциации или области чувств и ощущений.
Понятие творческих способностей
Творческие способности являются высшей психической функцией и отражают действительность. Однако с помощью указанных способностей осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемого. С помощью творческих способностей формируется обра ...
Основные психические процессы
Психические процессы
– динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нуж ...
|