Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозм») и буквально истолковывается как «различительное познание». Согласно современному общенаучному представлению под термином «диагностика» подразумевается распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отношение и определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и применения решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их интересов и способностей занимает в настоящее время одно из центральных мест в работе психологической службы. Задача психодиагностики, по определению К.М. Гуревича, состоит в сборе информации об индивидуально психологических особенностях детей, которая была бы полезна и им самим и тем, кто с ними работает.
Психодиагностика необходима для того, чтобы:
1) обеспечить контроль за динамикой психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, чтобы исправления возможных отклонений в развитии началось как можно раньше;
2) дать возможность определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития, как для слабых, так и для сильных учащихся, «подтягивания» их на более высокий уровень
3) установить направление продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности,
4) проверить, насколько эффективной оказывается профилактическая работа;
5) провести сравнительный психологический анализ различных систем, подходов, методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций;
6) выбрать наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и т.д.
Поэтому в рамках школьной психологической службы речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о коррекции или развитии. Они существуют в деятельности психологов как единый по самой сути своей вид работы: диагностико-коррекционный, или диагностико-развивающий. При этом психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех ли других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций, а в значительной части случаев сам осуществляет психологическую часть коррекционной, развивающей работы.
Процедура диагностико-коррекционной деятельности сложна. Впервые такая процедура была предложена Л.С. Выготским в виде схемы педологического исследования в применении к ребенку.
Выбор метода обследования – один из наиболее сложных этапов диагностико-коррекционной работы.
Известно, что в психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида как на уникального, неповторимого человека.
Л.С. Выготский убедительно показал, что наличное состояние возможностей ребенка ещё не даёт правильного представления о ходе его психического развития, поскольку существенно важным является не только то, что может выполнить ребёнок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его "зона ближайшего развития". Именно поэтому возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего, формирующего эксперимента.
Мы согласны с К. Роджерсом, который подчеркивает, что в наше время нельзя утверждать, что какой-то один подход или метод "самый лучший" и "единственно правильный". Это сковывает нашу науку и практику, вносит в них неспособность реагировать на новое. Лишь разнообразие методов может дать новое знание.
Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития. В работе практического психолога роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребенок в своей деятельности, его мотивы, побуждающие ту или иную деятельность и др.
Приведем пример пробы на определение уровня развития у ребенка способности к обобщению. Детям даются пять столбиков чисел и предлагается выполнить задание: сумма чисел первого столбика равна 55, и нужно быстро найти сумму чисел остальных четырех столбиков:
Опросник невротичности и склонности к невротическому реагированию Хека
-Хесса, или шкала жалоб (BFB)
Это - наиболее типичных опросников для скрининга неврозов. Он стандартизован на возраст от 16 до 60 лет. бследуемому дается лист с перечнем телесных (приступы астмы, тахикардия, чувство замирания сердца, дрожание рук и т.п.) и психических ...
Причины различия умственных способностей человека по К. Гельвецию.
К. Гельвеции (1715-1771) поставил своей задачей выявление причин различий в умах людей. Теория Гельвеция имеет следующие положения.
1. Способность к ощущению и сохранению этих ощущений, т. е. к памяти, является у человека врожденной.
2. ...
|