При этом интересны и корреспондируемые особенности основной невербальной коммуникации - мимикис доминированием участия трех лицевых зон: (1) лоб, глаза - верхняя часть, (2) нос, уши, щеки - средняя часть, (3) рот, подбородок - нижняя часть.
Как писал Э.Берн: «каждое человеческое существо является пленником своего сценария». То есть стереотип трансакции, или подсознательно сложившейся единицы общения, обуславливает выбор учащимся определенной нейропедагогической позиции.
Как располагаются учащиеся в соответствии с традиционной триадой трансакций: Родитель, Взрослый, Ребенок по транс-позициям? Кто как думает? Пожалуйста .
В соответствии с классической структурой трансакций
первое транс-поле является полем выбора нейропедагогических позиций для «ребенка»; второе транс-поле - для «взрослого»; третье транс-поле - для «родителя».
Таким образом, в зависимости от фиксированной или временной трансакции нейропедагогической коммуникации учащийся играет определенную социальную роль : (1) передняя группа учащихся подобно «детям» непосредственно «играют» в образовательный процесс, полностью принимая те правила, которые предлагает преподаватель в непосредственном контакте с ним; (2) средняя группа учащихся подобно «взрослым» слушают, воспринимают, но на некотором отдалении, соблюдая зрелую психологическую дистанцию, сдержанно реагируют; (3) задняя группа учащихся уподобляется «родителям», снисходительно иногда обращающим внимание на образовательный процесс, без социальной перцепции, лишь интерактивно участвуя в работе группы в целом.
При этом психологическая трансактная позиция соответствует нейропедагогической позиции и расположению учащегося на определенном транс-поле. При этом позиция
характеризуется как интегральная двух-аспектная установка, формирующаяся на базе отношений к окружающему миру и самому себе. Она есть следствие однажды принятого решения; ее можно изменить, придя к другому решению, но такая смена позиций требует специальных сознательных усилий.
Согласно трансактному анализу, в процессе развития происходит сценарное программирование поведения человека, которое в дальнейшем в значительной мере определяет жизненную позицию человека, его отношение к миру в целом. «Сценарии - это искусственные системы, ограничиваюшие спонтанные творческие человеческие устремления» (Берн Э., 1992). Естественно, что человек с высокой степенью спонтанности или произвольной регуляции психической деятельности способен выбирать различные позиции.
Стратологический анализ (социодинамический уровень)
Современные закономерности стратологической структуры внутригрупповой активности позволяет исследовать нейропедагогический «рельеф
» учебной группы. При этом изучается уровень развития, типология подгрупп, их нейропедагогическая позиция и т.д.
Показано, что групповая активностьнеоднородна по своей нейропедагогической структуре, имеет иерархическую природу, в результате можно выделить несколько уровней или страт. В частности, важное значение приобретает опосредование межличностных отношений совместной учебной деятельностью, ценностно-ориентационное единство, групповая эмоциональная идентификация и т.д. (Шевандрин Н.И.,1995).
В рамках нейропедагогического подхода психологическая характеристика этих групп имеет другое содержание:
1) диффузная нейропедагогическая группа
характеризуется равномерным заполнением образовательного пространства с однородной гибкой фиксацией всех нейропедагогических позиций. Наблюдается в образовательных условиях, отличающихся явлением нейропедагогической релаксации, когда общий уровень внутренней напряженности группы низкий в связи с невысокой стрессогенностью ситуации. Характерна для лекционного занятия.
В связи с этим выявляется достаточно равномерное распределение микросоциальных подгрупп и отдельных учащихся по типичным для них нейропедагогическим стратам, и соответствующим позициям. Верхний страт - уровень развития межличностных отношений характеризуется незначительной активностью. В целом, эти нейропедагогические явления описываются феноменом гомохронного ассоциирования
.
2) ассоциированная нейропедагогическая группа
отличается неравномерным заполнением образовательного пространства с возникновением неоднородного нейропедагогического рельефа группы. Отмечается более жесткая фиксация определенных нейропедагогических позиций (нейтральных), за счет их предпочтения типичными микросоциальными группами, с игнорированием актуальных позиций. Это обусловлено высоким уровнем внутригрупповой напряженности на фоне значительного образовательного стресса (например, контрольная работа) с развитием явления нейропедагогической контенции (напряженности). Преобладает на семинарских занятиях.
Критерии оценки (основные требования к персоналу).
Применение современных методов объективной оценки труда управленческих работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттест ...
Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
План:
1. М. Ричмонд как основательница диагностической школы социальной работы.
2.
«Медицинская модель» социальной работы.
3.
Развитие диагностического подхода в середине ХХ столетия.
4.
Теоретические взгляды функциональной школы с ...
|