можно определить как смежную область знаний, обьединяющую современные достижения нейронаук, различных отраслей педагогики и психологии по проблеме нейропсихологической организации образовательного пространства в процессе учебной деятельности. Она призвана создать интегративную теоретическую базу, общую методологию, конкретные диагностические, коррекционные технологии.
В связи с этим основную часть лекции мне бы хотелось начать словами К.Д. Ушинского: «Отношение, в которое душа поставлена к нервному организму, составляет одну из величайших тайн творения, которая возбуждает сильнейшее любопытство в человеке, оставаясь для него величайшей загадкой». В них более века тому назад Константин Дмитриевич подчеркнул важность учета в педагогической деятельности как собственно психологических основ, так и особенностей нейродинамической организации образовательного пространства, т.е. многоуровневых принципов нейропедагогики
.
И если открыть его фундаментальный трехтомный труд «Педагогическая антропология», то с позиции богословской триада дух-душа-тело, он посвящает значительную часть работы нейрофизиологическим, психофизилогическим и нейропсихологическим аспектам образовательной деятельности. К сожалению, данные аспекты психической активности учащихся во многом игнорировались в период советской педагогики, когда основной акцент делался на исследовании межличностной коммуникации.
Современная дифференциация знаний в области педагогики, ее интеграция с нейропсихологией (которую мы с вами сейчас изучаем) позволяют говорить о перспективности разработки педагогической нейропсихологии
(Трошин О.В,1998). Она имеет три источника: обшая педагогика, педагогическая психология и нейропсихология (рис.0). В состав последней входит также нейрофизиология, психофизиология и патопсихология.
Кроме того существуют три составные части педагогической нейропсихологии: (1) обшая, (2) частная и (3) прикладная (собственно нейропедагогика
) (рис.1.). Они включают в себя соответствующие дисциплины.
Давайте теперь вспомним вместе, что такое нейропсихология? (дайте пожалуйста определение). А какие задачи она решает? (перечислим пожалуйста). Хорошо! А теперь запишем определение педагогической нейропсихологии, в состав которой входит и нейропедагогика.
Педагогическая нейропсихология
- это интегративная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности взаимодействия нейродинамических, психодинамических и социодинамических уровней в поведении, общении и деятельности учащихся, в условиях единого нейропедагогического пространства.
При этом можно выделить следующие задачи
педагогической нейропсихологии:
1) Изучить нейропедагогические механизмы сознания и поведения учебных групп; их личностных, субьектных и индивидных взаимоотношений, а также принципы синтологического формирования общего нейропедагогического пространства.
2) Исследовать те обьективные психологические явления и законы, которые возникают как результат нейропедагогического общения людей в условиях решения единой образовательной задачи.
3)Проанализировать закономерности нейропедагогических процессов, структуру нейропедагогического пространства, развивающихся под влиянием совместной образовательной деятельности.
4) Разработать и внедрить в образовательную практику психодиагностические и психокоррекционные технологии, обеспечивающие повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов и психологов.
В практическом плане педагогическая нейропсихология призвана объединить теоретические знания и практические навыки данных специалистов; раскрыть объективное психологическое содержание таких категорий как пед. мастерство, искусство, культура и вопросы пед. самоактуализации личности преподавателя; спроецировать многочисленные достижения современной психологии в практические аспекты учебной деятельности.
Нейропедагогика, как прикладной раздел педагогической нейропсихологии, формируется на стыке педагогической психологии, нейропсихологии, психолингвистики, нейролингвистики, социальной психологии и других смежных областей знаний, раскрывающих единство индивида, субьекта и личности в процессе образовательной деятельности. Основу составляют синтологические принципы структурного анализа, которые мы разрабатываем.
Нейропедагогика
является комплексной образовательной системой воспитания и обучения на основе достижений нейронаук. При этом нейропедагогика исследует нейропедагогические системы, их свойства и процессы. Она состоит из нейродидактики (1), нейропедагогической диагностики (2), нейропедагогики воспитания (3), нейропедагогической коррекции и адаптации (4), нейропедагогической организации (образовательного процесса) (5). Данная лекция посвящена преимущественно основам нейропедагогики.
Семейное воспитание в становлении самооценки
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле, прежде всего, учитываютс ...
Необихевиоризм: Хантер и Лешли
Поддержка основных положений бихевиоризма и, главное, его стремления к объективному исследованию психики не исключала разногласий, возникавших при решении конкретных научных проблем. А сомнения в истинности некоторых принципов Уотсона во ...
|