На передней стене слева - иконы, как источник духовной информации (перцепция); в центре портрет царя - как символ управляющего, организующего начала и доска с учебной информацией, учитель как символы образовательной коммуникации; в правом углу скамья для порки, розги, угол в который ставили коленками на горох (символ наказания, порицания, интерактивного взаимодействия).
То есть, существуют универсальные общие закономерности организации всех пространств: от духовного, к социальному, психологическому и физическому. Поэтому особенности структуры аудитории - это не столько результат архитектурной или санитарно-гигиенической традиции.
Это, прежде всего внешняя проекция на физическое пространство, внутреннего психологического пространства человека. Поэтому когда учащийся заходит в класс возникает эффект пространственного изоморфизма (соответствия) внутренних и внешних пространств, что повышает эффективность образовательной деятельности.
В результате перед нами возникает центральный вопрос лекции: как эти пространства между собой взаимодействуют в общей психологической структуре образовательного пространства? И что нейропедагогика может предложить для его анализа?
В частности, направление групповой динамики К.Левина опирается в своих исследованиях на теорию поля, в соответствии с которой законы социального поведения необходимо искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, их локализацию и измерение. Данная теория хорошо описывает нейропедагогические функции и механизмы в условиях анализа нейропедагогических полей образовательной деятельности учащихся.
Таким образом, мы с вами переходим к третьему вопросу:
3.Нейропедагогическая структура образовательного пространства
Особенностью нейропедагогической матрицы, предлагаемой для анализа образовательного пространства является ее психодиагностическая универсальность. На данную интегративную матрицу можно спроецировать методологические подходы различных психологических направлений. Например, мы рассмотрим сегодня ряд закономерностей с позиции трансактного анализа. Он позволяет проанализировать преимущественно психодинамичекий уровень организации образовательного пространства.
Трансактный анализ
В целом в структуре образовательного пространства можно выделить несколько нейропедагогических полей, в частности, вертикальные и горизонтальные.
1. Вертикальные нейропедагогические поля
Какие как вы думаете, коллеги, можно выделить вертикальные поля? И в чем заключаются их психологические особенности? (эксперимент с чтением)
В образовательном пространстве учебной аудитории можно выделить два вертикальных нейропедагогических поля (НПП
) (рис.3). Верхнее НПП формируется преподавателем при проведении занятия в положении стоя, когда плоскость его коммуникации располагается выше плоскости социальной перцепции учащихся. Подобная нейропедагогическая позиция преподавателя, нередко считающаяся наиболее правильной.
Как вы думаете уважаемые коллеги, почему?
Верхняя позиция ассоциирована с нисходящим типом психологической интеракции. А это формирует с позиции трансактного анализа ролевую коммуникацию: Родитель-дети.
Понятно, что такой тип коммуникации часто обуславливает авторитарную форму педагогического взаимодействия, когда преподаватель с позиции «сверху-вниз» детерминирует передаваемую информацию. Часто это характерно, для преподавателей, имеющих опыт дошкольной и начальной школьной педагогики, у которых вырабатывается психологический стереотип педагогической роли «Родителя» (классная мама, классный папа). Поэтому весь процесс коммуникации нередко начинается типичным обращением даже к студенческой аудитории: «Дети .».
Нужно сказать, что в педагогику вообще идут преимущественно люди с родительским психотипом, чтобы всегда всех воспитывать и обучать. Часто в семье это старшие братья и сестры; или они перенимают роль Родителя от чрезмерно детерминантного отца, матери; или в неполной семье вынуждены брать на себя чрезмерно взрослые социальные функции.
Кроме того, верхняя нейропедагогическая позиция сопровождается чрезмерной психологической активацией преподавателя, так как орто-положение тела вызывает рефлекторно эрготрофную (стимулирующую) реакцию организма и нервной системы. Эрготрофный тип
коммуникации характеризуется излишними психоэнергетическими затратами. Вызывая астению, снижая работоспособность он также может служить причиной психосоматических нарушений у преподавателя по типу тахикардии, артериальной гипертензии, язвенной болезни желудка и т.д.
Психопрофилактическая программа социальной
адаптации подростков с отклоняющимся поведением
Программа социальной адаптации предназначена для подростков с определёнными дезадаптивными формам поведения, так называемым девиантным поведением.
Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммун ...
Организация и содержание корр. Работы в ДУ компенсирующего вида для детей с
нарушениями слуха
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "начальная школа - детский сад" компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения могут быть г ...
|