Психология » История психологии как самостоятельная наука » Гуманистическая психология А. Маслоу.
Гуманистическая психология А. Маслоу.
Страница 2

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пони­манию психики, Маслоу подчеркивал, что он не антибихевиорист, не антипсихоаналитик, не отвергает старые подходы и старые шко­лы, но выступает против абсолютизации их опыта, против всего, что ограничивает развитие человека, сужает его возможности.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, по его мнению, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие сточки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что, в отличие от животных, человек не стремится к равновесию со сре-Дой, но, наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно яв­ляется смертью для личности. Равновесие, адаптация, укоренен-ость в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к **оактуализации, которая и делает человека личностью. Поэто-'УТолько стремление к развитию, личностному росту, т.е. к са-"оактуализации, есть основа развития человека и общества. Не менее активно Маслоу выступал и против тенденции сведе-*я всей психической жизни к поведению, которая была свойствен-1 бихевиоризму. Он считал, что самое ценное в психике - ее Са-*°сть, стремление к саморазвитию - не может быть описано и по-'° с позиций поведенческой психологии, а потому психология Рвения должна быть не исключена, но дополнена психологией ,

которая бы исследовала «Я-концепцию», Самость лич-

° своих психологических исследованиях Маслоу почти не про-ltiji глобальных, крупномасштабных экспериментов, которые приняты в американской психологии, особенно в бихевиоризме Для него характерны небольшие, пилотажные исследования, ко­торые не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Такой подход был свойствен Маслоу с самого начала, именно так он по­дошел к исследованию самоактуализации, одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследо­вать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших пред. ставителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, пи­сал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 - историческими личностями, в чис­ло которых входили А. Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джемс, Б.Спи­ноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти иссле­дования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим

образом:

физиологические потребности -в пище, воде, сне и т.п.;

потребность в безопасности - стабильности, порядке;

потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;

потребность в уважении - самоуважении, признании;

потребность в самоактуализации -развитии способностей.

Одно из самых слабых мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что данные потребности находятся в раз и на­всегда заданной жесткой иерархии и более «высокие» потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, на­пример потребность в безопасности или в любви. Не только крити­ки, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потрео ность в самоактуализации или самоуважении доминирует и опреДе' ляет поведение человека, несмотря на то что его физиологически потребности остались неудовлетворенными, а иногда даже фрУс рировали удовлетворение потребностей более высокого уровня-

Страницы: 1 2 3 4


Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста.
Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска использовались следующие методики: 1. Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки. 2. Исследование са ...

Готовность детей с нарушениями в развитии к школьному обучению
К концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для пере ...