Для выполнения проверки человека усаживают в кресло (на стул), на его руки крепят датчики, регистрирующие сердечно-сосудистую деятельность и кожно-гальванический рефлекс, на грудь и живот - датчики, регистрирующие, соответственно, грудное и брюшное дыхание, а на кресло или под ноги проверяемого (при необходимости) - датчик, регистрирущий движения. Как правило, проверяемый человек размещается боком к полиграфологу (и никогда - лицом к лицу) таким образом, чтобы специалист мог видеть лицо и руки проверяемого.
В зависимости от многоплановости решаемых полиграфологом задач и психофизиологических особенностей опрашиваемого человека, проверка может длиться от одного-двух часов (при скрининге) до четырех-пяти часов (при проведении расследований) и, в особо сложных случаях - в течение двух-трёх дней.
Словарь Вебстера прав относительного того, что этот аппарат иногда называют детектором лжи, но само по себе это неверно. Ложь как таковую детектор не обнаруживает. Все было бы гораздо проще, если бы существовал некий уникальный признак, всегда и везде свидетельствующий о лжи и никогда ни о чем другом. Но такового нет. И хотя отношение к детектору лжи очень противоречиво, все тем не менее сходятся в одном: ложь как таковую он не обнаруживает. Единственное, что он делает, - измеряет интенсивность проявлений возбуждения ВНС, то есть физиологические изменения, происходящие от эмоционального волнения человека.
То же самое происходит и с поведенческими признаками обмана. Изменения в мимике, жестах и голосе еще не являются признаками лжи как таковой. Это всего лишь сигналы эмоционального возбуждения или свидетельства работы мышления. И заключить из этого, что человек лжет, можно только на основании либо того, что его эмоции не соответствуют его линии поведения, либо того, что он пытается их скрыть. И в этом плане детектор обеспечивает нас менее точной информацией о том, какие именно эмоции задействованы, чем о поведенческих признаках. Микровыражения могут обнаружить гнев, испуг, вину и так далее, а детектор лжи покажет, что у человека появились какие-то эмоции, но какие – не определит.
Перед проведением проверки в ходе расследования обязательно осуществляется подготовительный этап, в ходе которого полиграфолог тщательно изучает все доступные материалы или сведения о чрезвычайном происшествии /ЧП/, вызвавшем необходимость применения "детектора лжи". Во время этого этапа полиграфолог знакомится с материалами опросов, выполненных работодателем (либо его службой безопасности), и/или сам опрашивает лиц, в той или иной мере осведомленных о ЧП, осматривает (если возможно) место происшествия, изучает выдвинутые объяснения (версии) случившегося и прочее.
Если проводится скрининговая провека, полиграфолог внимательно изучает и анализирует "факторы риска", выдвинутые работодателем.
До сих пор не удалось установить физиологической реакции, однозначно указывающей на ложь человека, проверяемого с помощью полиграфа, в связи с чем "технология" проверок на полиграфе не может использовать только проверочные вопросы (т.е. вопросы, направленные на решение задач расследования или кадрового отбора). Поэтому полиграфолог готовит в дополнение к проверочным вопросам вспомогательные - контрольные и нейтральные - вопросы.
При всей кажущейся простоте проверки на полиграфе (часто можно услышать: "Включи прибор, задай вопросы, компьютер все подсчитает, и ложь определена"), проверка представляет собой сложную процедуру общения специалиста с опрашиваемым лицом, в которой применяется прибор и множество гибких правил и требований, несоблюдение или неточное соблюдение которых существенно влияет на ход и результат проводимой проверки.
Исследование брачно-семейных представлений у
школьников старших классов. Организация
исследования
Для исследования брачно-семейных представлений у школьников старших классов мы провели эксперимент на базе средней общеобразовательной школы №105. В эксперименте участвовали школьники 10 класса в количестве 35 человек. Эксперимент проводи ...
Экспериментальная психология В. Вундта в Вюрцбургской школе.
Основатель Вюрцбургской школы Освальд Кюльпе (1862-1915) был учеником и ассистентом В. Вундта и использовал в своих исследованиях метод самонаблюдения для изучения феноменов человеческого мышления. Вюрцбургская школа выдвинула следующие п ...
|