Большая работа в этом направлении была проведена Александром Романовичем Лурия, выдающимся отечественным психологом. Ознакомившись с трудами 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга и других ученых, А.Р. Лурия заинтересовался проблемой влияния аффективных ситуаций на психику человека. Сосредоточившись на исследовании «комплексных реакций» («комплексов» в психоаналитическом смысле), Лурия много внимания уделил разработке основ «реактологической теории аффективного поведения» в целях построения «общей теории поведения». В рамках этой работы во второй половине 20-х годов прошлого столетия на основе ассоциативного эксперимента К. Юнга он разработал так называемую сопряженную моторную методику. Результаты исследований вызвали широкий резонанс в кругах психологов: на IX Международном психологическом конгрессе в США А.Р. Лурия выступал с докладом о результатах влияния аффекта на психику, изученного с помощью сопряженной моторной методики. Несмотря на то, что в своих работах Лурия пошел путем, отличным от зарубежных исследователей, его идеи оставили значительный след в общей методологии испытаний на полиграфе. Именно А.Р. Лурия сформулировал генеральный принцип психофизиологических методов выявления у человека скрываемой информации, положенный в основу определения научной «детекции лжи»: «единственная возможность изучить механику внутренних «скрытых» процессов сводится к тому, чтобы соединить эти скрытые процессы с каким-нибудь одновременно протекающим рядом доступных для непосредственного наблюдения процессов поведения, в которых внутренние закономерности и соотношения находили бы себе отражение»; «изучая эти внешние, доступные отражению корреляты, мы имели бы возможность тем самым изучать недоступные нам непосредственно «внутренние» соотношения и механизмы».
К сожалению, в начале 1930-х годов в связи с изменением политической обстановки в стране и угрозой репрессий А.Р. Лурия был вынужден свернуть свои теоретические и экспериментальные исследования в рамках «общей теории поведения».
Первым «детектором лжи» был плетизмограф - прибор для измерения кровенаполнения сосудов и изменений пульса. Впервые его использовал в своих экспериментах в 1877 г. итальянский физиолог А. Моссо. Позже, в 1895 г., плетизмограф был использован итальянским криминалистом Ч. Ломброзо при расследовании преступлений - это был первый опыт применения аппаратурного метода выявления скрываемой информации и одновременно, первый шаг на пути становления психофизиологии как экспериментальной науки.
В 20-х годах офицер калифорнийской полиции Дж. Ларсен разработал первый портативный полиграф. Аппарат одновременно регистрировал кровяное давление, пульс и дыхание. С его помощью проводились проверки лиц, подозревавшихся в уголовных преступлениях, разыскивались тела жертв и т.д. Решающую роль в развитии метода «детекции лжи» сыграл ученик Ларсена - Леонард Килер. Он сконструировал первый полиграф - «детектор лжи», специально предназначенный для выявления у человека скрываемой информации. Килер основал первую фирму по серийному изготовлению полиграфов и школу по подготовки полиграфологов. Ему также принадлежит приоритет внедрения полиграфа в систему отбора кадров и профилактику правонарушений в сфере бизнеса.
Полиграф («детектор лжи», «лай-детектор») используется во многих странах мира более полувека. Полиграф (от греч. «poly» -много, «graphos» - пишу) - означает «многопишущий», это техническое устройство, представляющего собой комбинацию медико-биологических приборов, позволяющих синхронно и непрерывно фиксировать динамику психофизиологических реакций лица на вопросы, задаваемые полиграфологом. Прибор является пассивным регистратором процессов, протекающих в организме человека, и не оказывает на них обратного влияния. Пройдя путь от примитивного ртутного манометра, регистрирующего один физиологический показатель, до сложнейших приборов, созданных с учетом передовых информационных технологий, способных учитывать до 20-ти различных показателей, полиграф остался всего лишь инструментом, с помощью которого регистрируются физиологические реакции: полиграф не определяет ни правдивость, ни лживость, ни тем более виновность опрашиваемого лица.
Эмпирическая часть исследования. Эмпирическая
часть I.
Целью первой части эмпирического исследования является поиск ответа на вопрос, носят ли трансформации образа памяти универсальный характер для всех его компонентов или имеется специфика изменений, происходящих со смысловым центром кадра и ...
Педагогика как теория воспитания (общее представление о воспитании, цели
образования и воспитания)
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный проц ...
|