Как писал А.Р. Лурия, совокупность образов, прямо или случайно связанных с преступлением, породившим сильное эмоциональное переживание, образует в памяти человека прочный комплекс. Искусственная активизация одного из элементов этого комплекса, даже против воли субъекта, автоматически воссоздает в сознании все его элементы. Важно и то, что преступник стремится скрыть не только свое участие в преступлении, но и сопряженные с ним переживания, в том числе, связанные как с самим преступлением, так и с его отдельными деталями, которые оказываются резко эмоционально окрашенными для преступника и практически не касаются заподозренного ошибочно.
По современным представлениям фиксация следов в памяти осуществляется в три этапа: вначале в иконической (сенсорной) памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорные следы; затем информация, полученная посредством анализаторов, направляется в высшие отделы головного мозга, где происходит анализ, сортировка и переработка сигналов (речь идет об изменениях, происходящих в нервной ткани при образовании энграмм); на третьем этапе следовые процессы переходят в структуры долговременной памяти.
Использование полиграфа позволяет объективно отразить субъективную значимость того или иного стимула для индивида. Повышение эмоционального напряжения при участии человека в проверке на полиграфе теснейшим образом связано с ростом нейрофизиологической активности коры и глубинных структур головного мозга, которые контролируют низшие отделы мозга, регулирующие физиологические функции организма. Изменение динамики дыхания, потоотделения и другие, визуально не просматривающиеся признаки эмоционального возбуждения, например, частота сердечных сокращений, фиксируются полиграфом с помощью датчиков, закрепленных на различных частях тела опрашиваемого. При этом главной задачей полиграфолога является вынесение, на основе оценки соотношения физиологических реакций опрашиваемого на те или иные стимулы, суждения о субъективной значимости для него этих стимулов, свидетельствующей о наличии в памяти опрашиваемого идеальных следов какого-либо события или его отдельных элементов, факт выявления которых может служить ориентиром при решении вопроса о том, скрывает ли опрашиваемый определенную информацию. Выводы по вопросам, поставленным на разрешение полиграфолога, делаются на основе комплексного анализа полученных результатов. Теоретически не исключено случайное появление сильно выраженных реакций опрашиваемого на значимый раздражитель, несмотря на то, что в действительности он непричастен к преступлению, однако «к высшей степени неправдоподобно, чтобы такие совпадения носили систематический характер и повторялись при отлетах ни отличные вопросы». Успех в большей мере зависит от опыта оператора, поскольку объективных показателей лжи не существует. Ему необходимо суметь связать физиологические параметры: такие как неритмичное дыхание, учащение сердечного ритма, подъем давления крови, с психологическими, и что самое главное, правильно интерпретировать их. Таким образом, окончательное решение основывается на изменение общей картины реакций, а не на четко определенных критериях. А значит это скорее искусство, чем наука.
Активное применение полиграфов начинается с 20-30-х годов прошлого века в криминалистике, главным образом, в США. Крупными пользователями проверок на полиграфе являются Канада, Япония, Израиль, Южная Корея, Мексика и ряд других государств. В странах СНГ, в частности Украине, Молдавии, Киргизии, начато прикладное применение проверок на полиграфе коммерческими предприятиями. В России подобный метод детекции лжи первоначально применялся в силовых ведомствах, а в 90-х годах проверки на полиграфе получили более широкое распространение.
Эмоциональный способ
отражения отношений и аффективные оценки
Несмотря на большую простоту по сравнению рефлексивным познанием отношений осознанное постижение своих потребностных отношений и их отражение в оценочной форме требуют, все же, достаточно высокого уровня познавательных возможностей субъек ...
Психологические идеи Сократа
Сократ был самым знаменитым древнегреческими философом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его ученики Платон и Аристотель.
Учение о познании.
Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обраще ...
|