В ходе практической работы определены правила проведения занятий:
– прежде чем начать занятие в игровой форме, необходимо создать у детей эмоциональную установку, то есть настройку, обеспечивающую организационные предпосылки игровых задач, активизирующей внутренние ресурсы каждого ребенка;
– необходимо познакомить детей с правилами и игровыми действиями;
– в заключение необходим анализ результатов деятельности.
Методика проведения внеклассных занятий заключается в следующем:
1. подготовка (объявление названия, сообщение о расположении участников, объяснение хода внеклассного занятия, показ отдельных действий, раздача необходимых предметов);
2. проведение внеклассного занятия;
3. подведение итогов внеклассного занятия, при котором осуществляется рефлексия, происходит обобщение игры (по желанию каждый из участников может высказать свои мысли)[28].
В ходе практической работы со школьниками обсуждались такие вопросы, как «Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?», «Что ты чувствуешь, когда хочешь что-либо сказать, а в это время все заняты своими разговорами?», «Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?». Звучащие фоном фрагменты музыкальных произведений привлекали внимание ребят, эмоционально успокаивали их и настраивали на общение. Наблюдение показало, что школьникам было интересно участвовать в играх. Тем самым игровая деятельность способствовала реализации задачи активизации внутренних ресурсов детей и осознанию необходимости внимательно слушать друг друга и учителя.
Основываясь на материале проведённого исследования можно выделить следующие рекомендации педагогического руководства игровой деятельностью в ходе психологических занятий и упражнений:
– Сведения об окружающем, которые дети должны усвоить, сопровождаясь эмоциональными впечатлениями, должны создавать в сознании яркие образы, которые ребенок стремился бы воплотить в игровом действии.
– Начинать следует с организации занятий, наиболее близких к детям.
– Руководитель должен не только помогать детям оформлять сюжет игровой деятельности, но и предавать определенную нравственную направленность, но необходимо учитывать интересы детей.
– Руководитель должен следить за тем, что бы каждый ребенок был участником занятия и участвовал в играх и упражнениях, мог объяснить партнерам замысел, убедить в справедливости требований.
– Очень важны систематические занятия в плане решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Построение образов в таких упражнениях приобретает творческий, сознательный, активный характер.
– Полезно воспитателю принимать участие в игре в качестве партнера и показывать детям образец ролевого поведения.
– Большое влияние на характер и содержание психологических занятий в игровой форме оказывает произведение художественной литературы и книжной иллюстрации.
Технология психологических занятий в игровой форме состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
2. Ввод в занятие. Объявляются участники, условия занятия, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
3. Процесс занятия. С началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только педагог может корректировать действия участников, если уходят от главной цели.
4. Анализ и оценки результатов. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Содержание занятий помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:
- игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
При реализации занятий необходимо учитывать следующие условия, обеспечивающие привлекательность психологических занятий в игровой форме:
– Игровая оболочка. Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение поставленной целицелей.
– Включенность каждого учащегося в процесс занятия.
– Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы мог принимать решения, выбирать варианты способов действия, имел право отказа от действия.
Поведенческая составляющая «Я- концепции»
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нр ...
Приложения
Приложение 1
Тест Лейни М., "Непобедимый интроверт".
Просмотрите утверждения, приведенные ниже. Какой список, по-вашему, подходит вам больше? Или в основном подходит (не все к вам относится)? Отвечайте так, как есть, а не так, ...
|