Исследование ценностных ориентаций (терминальные ценности) по методике М. Рокича показало, что такая ценность как "физическое и психическое здоровье" стабильно занимает первое место (3 курс - 47,3%, 4 курс - 42,1% и 5 курс - 52,3%).
Ценность "счастливая семейная жизнь" студентами 3 курса была поставлена на 3 место и набрала 10,5%, но к 4 курсу она становится более значимой, и набирает уже 21%, соответственно перемещаясь на 2 место. К 5 курсу процент только увеличивается – 23,8%, то есть ценность стабильно закрепляется на 2 месте. Также сравнительно стабильный результат показывает ценность – "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) лишь к 5 курсу утратив 0,5%.
Такие ценности как "счастливая семейная жизнь" и "физическое психическое здоровье" имеют относительно стабильные результаты, остальные ценности с годами изменяются, приобретая или теряя значимость.
Так, например, такая ценность как "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) на первом этапе исследования была значима для 15,7% и заняла 2 место, то к 4 курсу она стала менее значимой (5,4%), а к 5 курсу эта ценность перестала быть значимой. Ценность "любовь" (духовная и физическая близость с любимым человеком) для студентов 3 курса она была не значимой, а к 4 и 5 курсу процент повышается соответственно 5,2% и 4,7%.
Такие ценности как "наличие хороших и верных друзей"; "познание" (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и "свобода" (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) были значимы только для студентов 3 курса.
Ценности "продуктивная жизнь" (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) и "развлечения" (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) были значимы только для студентов 4 курса, а такая ценность как "интересная работа" стала значимой только к 5 курсу.
Ценность "активная деятельная жизнь" (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу теряет свою значимость, а на 5 курсе вновь становится значимой для 4,7% опрошенных. Ценность "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу увеличивает свою значимость до 10,5%, а для студентов 5 курса значимость данной ценности не выявлена.
Проводя сравнительный анализ инструментальных ценностей за три года исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении обучения для студентов доминировали разные ценности. Если на 3 курсе наиболее значимой была (21%) ценность "честность" (правдивость, искренность), то на 4 курсе 21% студентов исследуемой группы выбирает ценность "жизнерадостность" (чувство юмора), а к 5 курсу к этим двум ценностям присоединяется ценность "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно) и они приобретают одинаковую значимость (14,2%).
Некоторые инструментальные ценности были значимы на протяжении всего обучения, хотя и не занимали лидирующих позиций. Это такие ценности как:
– "воспитанность" (хорошие манеры) (3 курс - 10,5%; 4 курс - 15,7%; 5 курс - 4,7%);
– "образованность" (широта знаний, высокая общая культура) (3 курс - 5,2%; 4 курс - 5,2%; 5 курс - 4,7%);
– "ответственность" (чувство долга, умение держать свое слово) (3 курс - 10,5%; 4 курс - 5,2%; 5 курс - 4,7%);
– "широта взглядов" (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (3 курс - 10,5%; 4 курс - 10,5%; 5 курс - 4,7%).
Таблица 11
Сравнительные показатели исследования инструментальных ценностей по методике "Ценностные ориентации" (Рокич М.)
№
п/п |
Список Б (инструментальные ценности) |
3 курс
% |
4 курс
% |
5курс
% |
1 |
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; |
– |
10,5 |
4,7 |
2 |
– воспитанность (хорошие манеры); |
10,5 |
15,7 |
4,7 |
3 |
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); |
– |
– |
– |
4 |
– жизнерадостность (чувство юмора); |
5,2 |
21 |
14,2 |
5 |
– исполнительность (дисциплинированность); |
10,5 |
– |
– |
6 |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); |
5,2 |
5,2 |
14,2 |
7 |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; |
– |
– |
– |
8 |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); |
5,2 |
5,2 |
4,7 |
9 |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); |
10,5 |
5,2 |
4,7 |
10 |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); |
– |
5,2 |
19 |
11 |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); |
– |
5,2 |
9,5 |
12 |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; |
– |
– |
– |
13 |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); |
– |
5,2 |
– |
14 |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); |
15,7 |
– |
4,7 |
15 |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); |
10,5 |
10,5 |
4,7 |
16 |
– честность (правдивость, искренность); |
21 |
10,5 |
14,2 |
17 |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); |
– |
– |
– |
18 |
– чуткость (заботливость). |
5,2 |
– |
– |
Проект формирующего эксперимента
Цель формирующего эксперимента – разработка комплекса педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ЗПР.
В рамках проведения формирующего эксперимента следует придерживаться следующих пунктов:
– совме ...
Основные направления развития современной психологии
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.
Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психолог ...
|