Бинсвангер известен как создатель разработка системы экзистенциального анализа. Согласно Бинсванегру «экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции)». То есть экзистенциальный анализ – это своего рода феноменологический анализ актуального человеческого существования. Целью экзистенциального анализа является реконструкция внутреннего мира опыта. Благодаря данному анализу, подлинное бытие личности обнаруживается посредствам углублению ее в себя с целью определения и выбора «жизненного плана», не зависимого ни от чего внешнего.
Бинсвангер считал, что «душевная жизнь человека заключается в жизни его сознания, и что нет в этом сознании другой реальности, нежели как реальности, конституируемой активностью интенциональных актов: “Интенциональность есть существеннейшее (Eigenwesentllche) жизни сознания”». Занимаясь соотношением методов научного и феноменологического познания, Бинсвангер указывает, что «теорией как способом “чистого дескриптивного познания” является не деятельность с предметами внешнего мира и его самого безосновное произвольное конструирование, но обращение к самим сущностям (т.е. освобожденным от спекулятивного разума формам и видам чистого сознания) и выработка идеальной методологии этого обращения (т.е. ограничение понятийного анализа действительно содержащимся в сознании, имманентным сознанию; идеирующее движение от в реальности сущего через единичные сущности к сущностям всеобщим)».
Однако следует указать, что главным в феноменологии Бинсвангера считает утверждение значимости, а также «последовательное использование в философском исследовании актов категориального (сущностного) созерцания».
Сам Бинсвангер отмечает, что «когда он обратился к феноменологии и Dasein-анализу, для него расширилась и углубилась сама проблема бессознательного, поскольку на этих этапах проблема бессознательного встает с меньшей силой лишь в противоположность проблеме “сознательного”, которым “бессознательное” во многом - как всегда это бывает в случаях подобных простых противостояний - определяется и в психоанализе».
«B противоположность Dasein-аналитике, которая, верная еще Гегелем установленному факту, что личность есть то, что есть ее мир (весь ее мир) как ее мир, стремится работать со всеми возможными мировыми проектами человеческого Dasein, психоанализ, по-преимуществу, ограничивается эфирным миром фантазии и сна”» (S.I 37).
Исходя из работ Бинсвангера, можно сделать вывод, что бессознательное, в строгом психоаналитическом смысле, направлено на сущее, но никогда на Dasein. «Ибо оно (Dasein) обозначает бытие, как сущее на своем месте и способное осуществляться этим своим “Da” (das da ist und sein Da hat), т.е. знает об этом и сообразно этому ведет себя. Это “Da” есть его открытость, его мир. Бессознательное же не имеет мира, мир ему не открыт, и даже не был “обещан”, как это бывает в ясных сновидениях, и оно не понимает себя из своего мира» (S.148-149).
Понятия "бытие в мире", "трансценденция", "миро-проект" почерпнуты Бинсвангером прямо из хайдеггеровского "Бытия и времени". Эти понятия фигурируют практически у всех авторов экзистенциального направления; с ними связана трактовка проблем свободы воли, личной ответственности [4].
По замыслу экзистенциалистов, понятие "бытие-в-мире" предназначено для того, чтобы подчеркнуть неразрывную целостность субъективного и объективного. Дихотомия "объект - субъект" признается как ошибка Декарта, а картезианская картина мира - как следствие отчужденного восприятия действительности, порождаемого техническим прогрессом. С точки зрения экзистенциалистов, ни субъективное, ни объективное не изначально. Мир - это структура значимых отношений, которую создает сам субъект.
Бытие в мире, по Бинсвангеру, имеет три модуса:
1. Umwelt - ландшафт, физический мир, который с нами разделяют все живые организмы;
2. Mitwelt - социальный мир, сфера общения с другими людьми, четко отделяемая от социального мира животных;
Исследование Я-концепции в младшем школьном
возрасте
Наше исследование проводилось в школе №14 г. Волжского в 3 «Б» классе. Возраст детей 10-11 лет. В классе 21 учащийся.
Для изучения психологических особенностей Я-концепции младших школьников использовались следующие методики:
Исследован ...
Рефлексивный блок
На основании того, что логическая схема занятий помещена в приложение 2, анализ процесса апробации коррекционно-образовательной программы представлен в рефлексивном блоке.
Занятие №1
Цель занятия была достигнута. Из-за приобретённого о ...
|