Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций студентов от 3-го к 5-ому курсу, обучавшихся на факультете "Педагогика и психология".
Проводя сравнительный анализ анкетирования студентов от 3-го к 5-ому курсу можно сделать следующие выводы:
1. Ценность "семья" занимает стабильно первое место, несмотря на то, что процент незначительно изменяется: 3 курс – 65%, 4 курс – 60%, 5 курс – 75%.
2. Ценность "самосовершенствование" занимает второе место среди предложенных ценностей, хотя результаты периодически изменялись: 3 курс – 15%, 4 курс – 30%, 5 курс – 14,2%.
3. Ценность "здоровье" при проведении анкетирования студентов 3 курса была поставлена на 3 место, а к 5 курсу переместилась на 4, это видно из результатов исследования: 3 курс - 15%, 4 курс - 5%, 5курс - 5%.
4. Ценность "профессия". Студенты 3 курса поставили данную ценность на 3 место, и она получила выбор только у 5% студентов. На 4 курсе данный результат сохранился (5%). К 5 курсу ценность "профессия" была переведена анкетируемыми на 4 место и набрала 9,5%. К сожалению, это может быть связано с тем, что к 5 курсу увеличилось число студентов, сомневающихся в реальном трудоустройстве по специальности.
Для студентов немаловажным является вопрос о применении на практике профессиональных знаний. С этой целью нами был предложен следующий вопрос: "Как вы планируете применить на практике полученные знания?" Если на 3 курсе 60% респондентов ответили, что не будут работать по этой профессии, то к 4 и 5 курсу этот процент значительно снижается, соответственно 4 курс - 15%, 5 курс - 19%. Следующий вариант ответа "Буду работать по выбранной профессии?" На 3 курсе - 35%, на 4 курсе - 55%, на 5 курсе - 43%. Прослеживается не значительный, но все-таки рост многие студенты утвердились в выборе профессии. Число студентов, не определившихся в желании работать по выбранной профессии резко меняется: - если на 3 курсе их было всего - 5%, то на 4 курсе уже - 30%, а к 5 курсу - 38%. Радует тот факт, что данный процент увеличивается за счёт тех студентов, которые на 3 курсе категорично ответили, что "не буду работать по данной профессии".
Данные, полученные в ходе исследования по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича, представлены в таблицах 10, 11.
Таблица 10
Сравнительные показатели исследования терминальных ценностей по методике "Ценностные ориентации" (Рокич М.)
№
п/п |
Список А (терминальные ценности) |
3 курс
% |
4 курс
% |
5 курс
% |
1 |
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); |
5,2 |
– |
4,7 |
2 |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); |
5,2 |
5,2 |
4,7 |
3 |
– здоровье (физическое и психическое); |
47,3 |
42,1 |
52,3 |
4 |
– интересная работа; |
– |
– |
4,7 |
5 |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); |
– |
– |
– |
6 |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); |
– |
5,2 |
4,7 |
7 |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); |
– |
– |
4,7 |
8 |
– наличие хороших и верных друзей; |
5,2 |
– |
– |
9 |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); |
– |
– |
– |
10 |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); |
5,2 |
– |
– |
11 |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); |
– |
5,2 |
– |
12 |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); |
15,7 |
5,2 |
– |
13 |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); |
– |
5,2 |
– |
14 |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); |
5,2 |
– |
– |
15 |
– счастливая семейная жизнь; |
10,5 |
21 |
23,8 |
16 |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); |
– |
– |
– |
17 |
– творчество (возможность творческой деятельности); |
– |
– |
– |
18 |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
5,2 |
10,5 |
– |
Встречи с родителями, сопровождающие проведение психотерапии с ребенком
Параллельно с психотерапевтическими занятиями с ребенком психотерапевт регулярно отдельно встречается с родителями, и проводит с ними консультативные беседы. Эти встречи служат осуществлению множества целей. Среди них следует обсудить сле ...
Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей
раннего возраста
В настоящей сложной экономической ситуации государственная поддержка и социальная защита особенно необходимы семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. Одним из вариантов психолого-педагогической помощи таким семьям может бы ...
|