4. Эксперимент. Создается специальная искусственная ситуация, стимулирующая проявление исследуемого качества у испытуемого, с применением стандартной методики фиксирования и оценки психологических качеств.
4. Классификация методов психодиагностики
При создании новых методов психодиагностики учитываются два основных требования: операционализация и верификация.
1) Под операционализацией понимается необходимость указания пи введении новых терминов на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует.
2) Требования верификации означает, что всякое новое понятие должно иметь методику экспериментальной диагностики, описываемого им явления.
1. Бланковые методики, в которых испытуемому предлагают серию вопросов, на которые должен в письменной форме дать ответ.
2. Опросные методики, в которых задаются устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Их недостатком является субъективность в выборе вопросов и интерпретации ответов.
3. Рисуночные методики, в которых испытуемый рисует сюжет тематического или спонтанного характера. Применяется прием и интерпретации испытуемым стандартных, готовых изображений.
4. Приоективные методики, которые могут использоваться по типу 1-3 .
5. Объективно-манипуляционные методики отличаются тем, что задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать.
Более детальный подход к классификации методик психодиагностики предполагает выделение ряда принципов:
1. По типу применяемых тестовых задач.
Опросные, утверждающие /предлагаются на выбор утверждения/, продуктивные /используется продукт собственной деятельности испытуемого/, действенные /по комплексу заданных действий испытуемого/, физиологические /анализ непроизвольных или физиологических реакций человека /.
2. По адресату тестового материала.
Сознательные, аппелирующие к сознанию испытуемого /опросники/; бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека /проективные методики/.
3. По форме представления тестового материала.
Бланковые, технические /информация поступает через специальные устройства/, сенсорные /материал, адресованный непосредственно органам чувств/.
4. По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов. Объективные, субъективные.
5. По критерию наличия тестовых норм.
Имеющие подобные нормы и не располагающие ими.
6. По внутренней структуре.
Мономерные и многомерные.
5. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
1. Валидность /“полноценный”, “соответствующий”/ свидетельствует о соответствии и пригодности методики для анализа именно того психологического качества, для которого она предназначена. Она включает в себя не только сведения о том, что методика изучает, а также информацию об условиях и сфере ее применения.
2. Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей, зависящих от измерительного инструмента, а не условий и психодиагноста. К дополнительным факторам, которые снижают надежность методики также относятся постоянство характеристик, правильность понимания инструкции испытуемым, его психологическое состояние.
3. Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на изменение оцениваемого свойства в ходе эксперимента. Упрощенно ее можно сравнить с точностью измерительного инструмента.
Развитие специального образования
«Недостаточно просто любить и выражать истину; нужно любить и выражать истину, преследуя какую-либо высшую цель» Г. Торо
В настоящее время отмечается как существенное изменение социально-психологических условий в обществе в целом, так и ...
Группа причин, порожденных трудовым процессом.
Для многих трудовых коллективов они являются главными источником возникновения конфликтных ситуаций.
Н.В.Гришина[4], изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины:
Во-первых, конфликты выз ...
|