Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями психического развития. Общая психодиагностика
Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями психического развития. Общая психодиагностика
Страница 1

1.

Понятие психодиагностики

Психодиагностика

– это принятие квалифицированного решения о психологическом состоянии человека в целом или по отношению к какому либо отдельно взятому психологическому свойству.

Задачи психодиагностики:

1. Установление наличия у человека определенного психологического свойства или особенности поведения.

2. Определение степени развития данного свойства, ее выраженности в конкретных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагносцируемых психологических и поведенческих особенностей человека.

4. Сравнение степени развития изучаемых свойств у разных людей.

Сфера применения:

1. Психодиагностика применяется в психологическом анализе состояния самого психолога с целью повышения его профессионального уровня.

2. В диагностических целях для определения характера психических нарушений у больных.

3. Для оценки степени и направленности изменений психологического статуса в ходе психокоррекционной работы.

4.При профессиональном отборе и профессиональной ориентации практически здоровых лиц и т.д.

Требования предъявляемые к психодиагносту:

1. Умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

2. Глубокое знание психодиагностических методик и условий их правильного применения.

3. Психодиагност должен подбирать тесты, отвечающие принципам валидности, надежности, однозначности и точности.

Особенности выбора психодиагностических методик:

1. Выбираемая методика должна быть наиболее простой и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить желаемый результат.

2. Методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на ее проведение.

3. Инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной, без дополнительных разъяснений. Инструкция также должна настраивать испытуемого на добросовестную доверительную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их недостоверными. В ней, например, не должно быть слов, настраивающих испытуемого на определенные ответы.

4. Обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемых. Они могут изменять его отношение к психодиагностике и превращающих его из нейтрального и объективного в пристрастное и субъективное. Не допускается во время психодиагностики присутствие посторонних лиц, определенных звуков, отвлекающих внимание испытуемого.

2.

Профессионально-этические аспекты психодиагностики

Профессиональная деятельность практического психодиагноста базируется на ряде социально-этических принципов работы с испытуемым.

1. Принцип соблюдения тайны психодиагностики. Предполагает неразглашение ее результатов без персонального разглашения на это испытуемого. При изучении несовершеннолетних требуется на разглашение полученных результатов согласие родителей, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют научные исследования, но в них не рекомендуется указывать точные имена и фамилии испытуемых.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики. Требует того, чтобы была как минимум валидной и надежной, то есть давала достоверные результаты.

Страницы: 1 2 3 4


Примерные нормы и обратная связь
В целом при повторном тестировании в каждом классе примерно половина учащихся выполняет эту работу лучше, а около четверти — показывает худший результат. Обратная связь — это индивидуальный анализ результатов тестирования с указанием кол ...

Развитие внимания в начальной школе. Диагностика, коррекция и возможности саморазвития. Методики для диагностики
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания. 1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры ...