В настоящее время МО.РФ активно внедряет систему раннего вмешательства, которая позволяет осуществлять реабилитационную работу в раннем возрасте. Это позволяет своевременно компенсировать вторичные отклонения в психологическом развитии у детей.
Психопрофилактика должна следовать за естественным процессом психологического развития ребенка, повторяя все его этапы. Но психопрофилактика должна предвосхищать эти этапу созданием характерных для них условий наибольшего психологического комфорта. Это позволяет сформировать гармоничные качества личности.
Однако, в специальной психологии психопрофилактика преимущественно вторичная. Она связана с поздним обращением родителей за помощью, несвоевременным выявлением аномалий или первичных отклонений в психическом развитии. В целом, психопрофилактика обеспечивает предотвращение развития патологических черт характера, семейной, образовательной и социальной дезадаптации; приспособление ребенка к аномалии или к имеющимся психическим отклонениям для адекватного выполнения основных социальных функций.
3. Психологическая коррекция
Методы психологической коррекции используются когда наблюдается отклонение от норм психического здоровья. При этом под психическим здоровьем
понимают состояние психического благополучия, характеризующееся отсутствием патологических психологических проявлений, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и деятельности. В частности, его критериями являются:
· соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а характера психологических реакций - внешним раздражителям;
· адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
· приспособленность к микросоциальным отношениям;
· способность к саморегуляции поведения;
· разумное планирование жизненных целей и их достижение.
Психологическая коррекция
(от латинского "исправление") - это система психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психофизического развития детей
. Психологическая коррекция не может исправить первичный биологический дефект (глухота, слепота .). Но в ряде случаев (язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и т.д.) удается его проявления коррегировать в определенной степени с помощью психологических воздействий. Но это наблюдается тогда, когда биологический дефект (органическая болезнь) имеет психосоматический характер, т.е. вызывается психическими патогенными факторами и является вторичным по отношению к ним.
Кроме того, при умеренно выраженных биологических аномалиях, не достигающих степени выпадения функции органа, психологическое воздействие может значительно исправить данную функцию в связи с наличием общего патогенетического закона. В соответствии с которым психологическое отклонение развивается от более высокоорганизованных уровней психологических систем (личность, субьект) к более низкоорганизованным (индивид - нейрофизиология мозга и т.д.). Поэтому коррекция высших функций обеспечивает значительное исправление более низших (при отсутствии в последних выраженных органических нарушений).
Но в большей степени исправления подвержен не биологический дефект, а отклонение в психическом развитии, т.к. методы воздействия и место их приложения наиболее конгруэнтны и соответствуют друг другу. Различают коррекцию вторичных отклонений в психическом развитии (на фоне аномалии или других психических отклонений) и первичную, когда исправляются впервые возникшие психологические нарушения. Последняя встречается реже, также как и первичная психопрофилактика.
Однако достичь исправления имеющихся психологических нарушений удается не всегда и тогда решается более доступная задача их ослабления. Ослабление психических нарушений обеспечивает предотвращение выраженных стойких отклонений в развитии, социальной адаптации ребенка и профилактики их на последующих этапах развития.
Одновременно, проводится психологическая десенсибилизация (понижение чувствительности) ребенка к уже имеющимся нарушениям, снижение их субъективной чувствительности к имеющемуся психической аномалии. Ребенок учится спокойно жить с имеющейся аномалией и болезненно не воспринимать имеющиеся отклонения. Вырабатывается адекватное восприятие себя и своих возможностей в коммуникации, обучении.
Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенч ...
Половая и гендерная идентичность
Проблема формирования и развития гендерной идентичности - одна из важных и актуальных проблем психологической науки. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию личности. Внешние, социокультурны ...
|