Избегание можно рассматривать как защитный механизм, лежащий в основе опасений и страхов, которые время от времени окрашивают наше видение мира в мрачные тона. Избегание – это физический уход от ситуации, потенциально угрожающий душевному благополучию. Выражается эта защита в сдержанности внешних проявлений – движений, мимики и речи, пониженной активности, осторожности, робости, застенчивости. Иными словами, избегание – это сдерживание собственной активности во избежание вероятных неприятностей.
Импульсивные действия – это одно из проявлений импульсивности. Действие совершается мгновенно, без обдумывания, под влиянием аффекта, без борьбы мотивов. Оно кратковременно и нередко вовсе немотивированно и направлено на прямой путь решения проблемы.
Современный человек также очень часто прибегает к агрессии как к способу решения жизненных трудностей. Использование в стрессовых ситуациях агрессивных и импульсивных способов поведения обусловлено, прежде всего, отсутствием конструктивных навыков решения жизненных проблем.
Если провести параллель между доминирующими личностными особенностями молодежи и наиболее используемыми ими стратегий преодоления, то можно сделать следующий вывод. Направленность на внешний мир, интерес к окружающему, стремление к общению и постоянно находиться в обществе людей обуславливает использование просоциальной стратегии преодоления – поиск социальной поддержки, т. е. обращение за помощью. Быстрый темп реакций, характерный для большинства молодежи, детерминирует использование импульсивных и агрессивных действий, т.е. высокая скорость реакций может характеризоваться импульсивностью, необдуманностью, мгновенностью, а также современный человек ради достижения цели в какой-то мере может переступить принятые в обществе нормы. Ригидность детерминирует использование пассивной стратегии преодоления – избегание, в силу неспособности переключения с одного вида деятельности на другой, а также неспособности изменить запланированной программы поведения.
При обработке данных методами математической статистики был использован корреляционный анализ с целью установления связей между личностными особенностями человека и стратегиями преодолевающего поведения.
В таблице 4 приведены результаты исследования достоверных корреляционных связей.
Таблица 4. Показатели достоверных корреляционных связей
Направленность связи |
Коэффициент корреляции |
1. Эмоц. возбудимость – асоциальные действия |
0,27 |
2. Эмоц. возбудимость – агрессивные действия |
0,39 |
3. Экстраверсия – вступление в соц. контакт |
0,22 |
4. Активность – импульсивные действия |
0,29 |
5. Экстраверсия – поиск социальной поддержки |
0,16 |
6. Ригидность – осторожные действия |
0,15 |
7. Ригидность – импульсивные действия |
0,16 |
8. Эмоц. возбудимость – поиск со. поддержки |
0,24 |
9. Эмоц. возбудимость – осторожные действия |
0,20 |
10. Эмоц. возбудимость – манипулятивные действия |
0,24 |
11. Темп реакций – асоциальные действия |
0,15 |
12. Активность – ассертивные действия |
0,24 |
13. Активность – манипулятивные действия |
0,21 |
14. Эмоц. возбудимость – ассертивные действия |
0,17 |
15. Эмоц. возбудимость – вступление в соц. контакт |
0,10 |
Психосоциальная работа
Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности:
· забота о здоровье матери и ребенка,
· детские ясли,
· школы,
· система социальной зашиты,
· система уголовного и ...
Особенности психодиагностики познавательных процессов детей младшего
школьного возраста
К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, ...
|