Для исследования индивидуально-типологических (личностных) свойств была проведена методика «психологическая характеристика темперамента» Б.Н. Смирнова, в результате которой были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Психологические характеристики темперамента
Свойства темперамента |
Уровни выраженности |
В |
С |
Н |
1. Экстраверсия |
48,3% |
26,6% |
25% |
2. Ригидность |
48,3% |
33,3% |
18,3% |
3.Эмоциональная возбудимость |
23,3% |
45% |
31,6% |
4. Темп реакций |
61,6% |
36,6% |
1,6% |
5. Активность |
36,6% |
25% |
38,3% |
Примечание: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Анализ таблицы 1 показывает, что у 48,3% испытуемых – высокий уровень экстраверсии, что составило 29 человек, у 26,6% - средний уровень экстраверсии, что составило 16 человек, у 25% - низкий уровень экстраверсии, т.е. высокий уровень интроверсии, что составило 11 человек;
у 48,3% - высокий уровень ригидности, что составило 29 человек, у 33,3 % - средний уровень пластичности, что составило 20 человек, у 18,3 % - высокий уровень пластичности; у 23,3 % - высокий уровень эмоциональной возбудимости, что составило 14 человек, у 45% - средний уровень эмоциональной возбудимости, что составило 27 человек, у 31,6% - низкий уровень эмоциональной возбудимости, т.е. высокий уровень эмоциональной уравновешенности, что составило 19 человек; у 61,6 % - быстрый темп реакций, что составило 37 человек, у 36,6 % - средний темп реакций, что составило 22 человека, у 1,6% - медленный темп реакций, что составило 1 человек; у 36,6% - высокий уровень активности, что составило 22 человека, у 25 % - средний уровень активности, что составило 15 человек, у 38,3 % - низкий уровень активности, что составило 23 человека.
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1. Психологические свойства темперамента.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что для большинства молодежи характерен высокий уровень экстраверсии, т.е. они характеризуются вниманием к окружающему миру, отзывчивостью, легко принимают внешние события, проявляют к ним интерес, готовы на них влиять и подвергаться их влиянию, реагируют быстро, подвижны, легко приспосабливаются к изменениям, также характерен широкий круг общения, любят проявлять себя. Также отмечается быстрый темп реакций, т.е. высокая скорость движений, темпа речи, высокой скорости протекания психических процессов и находчивости, а также для большинства характерна ригидность, т.е. неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. Таким образом, среди таких качеств молодежи, как ориентация на внешний мир, легкая приспособляемость к внешним изменениям, высокая скорость темпа реакций, имеет место и неспособность в изменившихся обстоятельствах перестраивать запланированную программу. Это может быть в силу различных причин. То, что ригидность имеет высокий показатель, можно объяснить тем, что современный человек не стремится приспосабливаться к новым условиям, и имеет место упорное отстаивание своих идей, позиций, т. е. проявляется ригидность или стереотипность мышления.
Психологические особенности умственно отсталых детей
1. Общая характеристика
Умственно отсталым называют ребенка, у которого наблюдается стойкое значительное нарушение познавательная деятельность вследствие глубокого органического поражения головного мозга (Рубинштейн С.Я., 1986). Этим умс ...
Психологическое содержание понятия риск
В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления.
Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для дейст ...
|