Таким образом, мы рассмотрели депрессивную и тревожную симптоматику проявления невротических реакций. Но, исходя из теории общей клинической картиной невротических реакций являются помимо симптомов депрессивного и тревожного спектра еще и симптомы вегетативного спектра. Поэтому для изучения способов внешнего выражения тревожности и симптоматики вегетативного спектра была проведена тест-анкета на учебный стресс. Было опрошено 50 человек. В результате у студентов и 1, и 4 курса были выявлены следующие невротические реакции – признаки экзаменационного стресса:
· Сухость во рту - 96%
· Нарушения сна - 92%
· Учащенное сердцебиение, боли в сердце - 60%
· Головные или иные боли - 48%
· Проблемы с желудочно-кишечным трактом - 26%
· Скованность, напряжение и дрожание мышц - 24%
· Затрудненное дыхание - 16% всех опрошенных.
Обработка и интерпретация результатов исследования по методике диагностики невротичности Хека – Хесса:
Наличие повышенной нервозности отмечается у 28 % учащихся 1 курса и совсем не наблюдается на 4 курсе.
Таблица 4 Соотношение показателей уровня невротичности и невротического реагирования студентов на 1 и 4 курсах обучения
Невротичность и невротическое реагирование
Невротичность и невротическое реагирование |
1 курс |
4 курс |
% |
абс. |
% |
абс. |
Склонность к неврозу |
28 |
7 |
0 |
0 |
Склонность к невротическому реагированию |
40 |
10 |
4 |
1 |
норма |
32 |
8 |
96 |
24 |
всего |
100 |
25 |
100 |
25 | Для оценки различий между выборками 1 и 4 курсов по уровню наличия невротического реагирования, измеренного количественно в исследовании был применен Q
-критерий Розенбаума
.
n1=25, n 2=25, n1-n2=0<10
xmax(1 )=28 xmax(4 )=23 xmin(1 )=7 xmin(4 )=5
Q эмп = S1 + S2 =8+16=24
Q эмп. =24
Ось значимости:
Зона незначимости Зона неопределенности Зона значимости
----------------------7----------------------------9------------------------------24------
Q кр. (р <0.05) Q кр. (р < 0,01) Q эмп.
Следовательно, различия статистически значимы.
Уровень проявления невротических реакций у студентов 1 курса выше уровня невротического реагирования на 4 курсе, причем различия статистически значимы, достоверность получаемых различий более 99%.
Целевой метод оценки.
По
содержанию целевой метод близок к методу оценки по результатам. Известно, что цели - предвосхищаемые результаты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы определить, насколько компетентно руководители устанавлив ...
Причины возникновения стресса
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ре ...
|