Таким образом, мы рассмотрели депрессивную и тревожную симптоматику проявления невротических реакций. Но, исходя из теории общей клинической картиной невротических реакций являются помимо симптомов депрессивного и тревожного спектра еще и симптомы вегетативного спектра. Поэтому для изучения способов внешнего выражения тревожности и симптоматики вегетативного спектра была проведена тест-анкета на учебный стресс. Было опрошено 50 человек. В результате у студентов и 1, и 4 курса были выявлены следующие невротические реакции – признаки экзаменационного стресса:
· Сухость во рту - 96%
· Нарушения сна - 92%
· Учащенное сердцебиение, боли в сердце - 60%
· Головные или иные боли - 48%
· Проблемы с желудочно-кишечным трактом - 26%
· Скованность, напряжение и дрожание мышц - 24%
· Затрудненное дыхание - 16% всех опрошенных.
Обработка и интерпретация результатов исследования по методике диагностики невротичности Хека – Хесса:
Наличие повышенной нервозности отмечается у 28 % учащихся 1 курса и совсем не наблюдается на 4 курсе.
Таблица 4 Соотношение показателей уровня невротичности и невротического реагирования студентов на 1 и 4 курсах обучения
Невротичность и невротическое реагирование
Невротичность и невротическое реагирование |
1 курс |
4 курс |
% |
абс. |
% |
абс. |
Склонность к неврозу |
28 |
7 |
0 |
0 |
Склонность к невротическому реагированию |
40 |
10 |
4 |
1 |
норма |
32 |
8 |
96 |
24 |
всего |
100 |
25 |
100 |
25 | Для оценки различий между выборками 1 и 4 курсов по уровню наличия невротического реагирования, измеренного количественно в исследовании был применен Q
-критерий Розенбаума
.
n1=25, n 2=25, n1-n2=0<10
xmax(1 )=28 xmax(4 )=23 xmin(1 )=7 xmin(4 )=5
Q эмп = S1 + S2 =8+16=24
Q эмп. =24
Ось значимости:
Зона незначимости Зона неопределенности Зона значимости
----------------------7----------------------------9------------------------------24------
Q кр. (р <0.05) Q кр. (р < 0,01) Q эмп.
Следовательно, различия статистически значимы.
Уровень проявления невротических реакций у студентов 1 курса выше уровня невротического реагирования на 4 курсе, причем различия статистически значимы, достоверность получаемых различий более 99%.
Психология малых групп
Малая группа, социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и ...
Психология творчества. Определение воображения
Воображение
– форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение.
Для исследования познавательной ро ...
|