- развитие предвидения
- психологической поддержки.
Развитие предвидения
у клиента диагностическая школа рассматривала как приоритетное направление, так как оно позволяет освобождаться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эффективно осуществлять интервенции. Применяя элементы психоанализа, социальные работники использовали возможности памяти и конфликта, чтобы вскрыть области сознательного и доступные области бессознательного.
Психологическая поддержка
направлена на обретение уверенности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие аспекты поведения клиента.
Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:
· применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;
· повышение действенности применительно к случаю;
· определение процедур поддержки в самой модели.
Диагностический подход в индивидуальной социальной работе
В основе диагностического подхода лежат два основополагающих принципа:
· социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;
· помощь направлена на улучшение социальной жизни человека.
Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.
Диагностическая стадия работы с клиентом
Социальное регулирование индивидуума обусловлено социальными и индивидуальными факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана с индивидуальностью и социальным окружением.
И если в первом случае действие осуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действие — окружающую среду. Вот почему основной принцип диагностического подхода
следует сформулировать так: чтобы определить трудности, их
необходимо осмыслить по отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших
.
На начальной стадии работы с клиентом социальный работник стремится понять
природу
его трудностей иту помощь
, которую он просит. Интервьюирование носит спонтанный характер и не имеет схем, но социальный работник стремится заставить клиента рассказать свою историю, поставить его перед необходимостью раскрыть основные социальные и психологические факторы. Начальная стадия может иметь пролонгированный характер, чтобы преодолеть сопротивление клиента, создать ат
мосферу доверия и откровенности
. На данной стадии формируется план лечения
.
На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать, по мнению представителей данной школы, влияние его родственников
. Это дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадии социальный работник получа
ет информацию
о финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д.
Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.
Большое внимание при сборе информации о проблеме клиента социальный работник уделяет его эмоциям
. Спонтанные, реактивные эмоции, их изменения в зависимости от обсуждения той или иной темы — важнейшая часть работы с клиентом на начальной стадии. Знание структуры индивидуальности и динамики поведения в их норме и патологии — неотъемлемая часть профессионального взаимодействия социального работника и клиента. Таково было требование к профессионалам, работающим в данном направлении.
Предварительная оценка индивидуальных трудностей клиента в диагностическом подходе позволяла обеспечивать обоснование планирования первых шагов по изменению ситуации.
Но не только познание социального окружения в центре внимания социального работника, большое внимание уделяется также оценке структуры личности
. Оценка структуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его тревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позволяло определять виды помощи клиенту.
Процесс лечения
В процессе лечения социальный работник находит оптимальные пути решения проблемы клиента. Причем социальный работник вырабатывает стратегии для устранения препятствий как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решает психологические трудности клиента.
Содержание и особенности Я-концепции
Первым из психологов, начавший разрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание это ...
Стиль жизни в индивидуальной психологии А. Адлера. Распознание стиля жизни
Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева - это его индивидуальность ...
|