Психология » Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы » Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
Страница 2

2. Другим фактором стала дискуссия о социальном реформирова­нии, которую возглавила Джеймс Аддамс, положившая начало социальной работе как практике. Она с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. Ее деятельность тре­бовала не отдельных акций, а выработки долговременной тактики социального реформирования и развития социального законода­тельства. Вот почему Дж. Аддамс и ее последователи считали, что не индивидуальные акции могут решить проблему бедности в целом, а только профилактическая работа, реформирование обще­ства и социальное законодательство.

В некотором смысле процеду­ры, которые предлагались сторонниками Дж. Аддамс, были нена­учными, они предполагали «погружение», что означало совместно проживать с клиентами и своим примером помогать из­менять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 г., тем не менее ее подходы не были столь эффек­тивны, как подходы М. Ричмонд.

3. Третий фактор был связан с обоснованием социальной работы как профессии. Эта дискуссия возникает в обществе в 1915 г. бла­годаря статье доктора А. Флекснера «Является ли социальная ра­бота профессией?». В ней обосновывается, что социальный работ­ник, осуществляя функции патронажа, не имеет своей специфи­ческой деятельности, так как не имеет своего метода работы с человеком. Полемизируя с ним, М. Ричмонд на 500 страницах своей книги «Социальные диагнозы» описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода.

2.

В основу социальной работы М. Ричмонд была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом:

Социальный работник - клиент

Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, М. Ричмонд развивает оригинальный ме­тод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терми­нология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лече­ние», «клиент», но с новым семантическим значением.

Выделив общественные и личные ситуации в качестве приори­тетных проблемных областей познания в социальной работе, она считала, что социальная работа — это «искусство помощи», «ис­кусство лучшего регулирования социальных отношений, индиви­дуальности мужчины, женщины, ребенка».

Согласно ее концепции, интервенции со стороны социального работника могли осуществляться непосредственным - директивным и косвенным - недирективным лечебными методами. «Директивное лечение» осуществлялось в не­посредственном взаимодействии — «ум на ум». Однако под этим М. Ричмонд понимала сложную процедуру взаимодействий, вклю­чающих в себя:

· доверительные отношения,

· определенные пози­тивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом,

· активизацию клиента в решении его соб­ственных проблем.

Доминирующими техниками в этой связи дол­жны были стать внушения, убеждения, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, че­стность, участие.

«Недирективное воздействие», т.е. косвенный метод лечения, состоял в том, что процесс помощи сосредоточивался на окруже­нии клиента, на изменении среды его обитания.

В процессе взаимодействия с социальным работником клиент дол­жен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих социальное функционирование.

Вместе с тем в этой книге впервые были обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые состояли из следующих основных этапов:

· получение информации;

· диагноз (исследование состояния социального отклонения);

· прогноз (предположения перспективы улучшения);

· лечение (оказание помощи клиенту).

В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагно­зах» намечаются отходы от методов моральных убеждений и аль­тернатив и переход к методам воздействия и социально-психоло­гического взаимодействия. Впервые описывается процесс взаимо­действия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в техноло­гиях социальной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретические подходы к проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности. Понятие и основные характеристики развития психических познавательных п
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и кл ...

Особенности различных видов деятельности в условиях органического поражения ЦНС
В дошколь. возрасте у ребёнка в норме разв-ся: игровая, изобразительная, конструктивная, элементы трудовой деятельности. К концу дошколь. возраста начинают сказываться и элементы учебной деятельности. Из-за органического поражения ЦНС фор ...