Психология » Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы » Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
Диагностическая и функциональная школы социальной работы.
Страница 3

Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Рич­монд, получают рекомендации Христианского общественного союза для работы не только с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненными стилями». Разработанные принципы начинают при­меняться в работах с группами и в сообществе.

«Социальные диагнозы» стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что в свою очередь послужи­ло началом новой эры развития индивидуальной социальной рабо­ты.

В 1920-е гг. М. Ричмонд реформирует метод индивидуальной ра­боты, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, а это позволяло интрапсихические процессы анализировать в контексте социальных проблем. Психоанализ расширил представле­ние о диагнозе, так как предложил научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что было особен­но важно для социальных работников. Окружающая среда, в кото­рой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой науч­ной схеме и логике.

С 1922 г. М.Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимо прежних подходов, «ум на ум», получают развитие другие, такие как «индивидуальное раз­витие», «регулирование человеческих отношений». Предметом изу­чения стали объективные факторы с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и акций улучшения функционирования клиентов состояли из процессов, развиваю­щих личность, регулирующих социальное окружение.

В этих подходах личность представлялась как совокупность био­логических факторов и факторов развития, связанных отношени­ями с другими людьми и с самопредставлениями клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми, поскольку это обусловлено мно­гообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.

Помимо разработки моделей взаимодействия на основе психо­аналитической теории определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника:

· симпатизировать клиенту,

· отдавать ему предпочтение.

· поощрять его,

· строить с ним совместные ясные планы действий.

С теоретической деятельности М. Ричмонд начинает оформлять­ся определенный подход, школа социальной работы, которая во­шла в научный обиход под названием «диагностическая школа», или диагностический подход в социальной работе.

3.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем вете­ранов первой мировой войны и членов их семей.

В качестве теоретической основы взаимодействия социального ра­ботника и клиента ею была взята медицинская модель, однако идеи М. Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом, противоречащим ее собственным взглядам. Среди социальных работников представители именно диагностической школы испытали самое силь­ное влияние идей 3. Фрейда. Основное внимание они сосредоточи­вали на внутреннем мире клиента, отодвигая на задний план социаль­ные процессы и социальную среду. При этом основной акцент делался ими на диагнозе.

Представители этой школы утверждали, что для оп­ределения лечения необходимо собрать как можно больше объектив­ных данных о клиенте и о его ситуации. С усилением влияния психоа­нализа основной акцент перемещается на сбор информации о детстве клиента, оценку его личности, в то время как оценка ситуации стано­вится вторичной.

Отношения между, клиентом и. социальным работником превращаются в почти авторитарные, а задачей последнего становится «лече­ние» клиента, понимаемое как изменение его личности и оказание помощи в адаптации к окружающей среде.

Дальнейшее развитие диагностических подходов связано деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет понятие диагноза и предлагает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысливается, и он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступал в качестве модели, которая дает представление о том, как человек встречается с ситуацией.

Это позволило Г. Гамильтон увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику.

Ситуационный подход в диагностической школе внес две стра­тегии:

Страницы: 1 2 3 4 5


Причины возникновения стресса
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ре ...

Исследование влияния темперамента на стиль разрешения конфликтов
От личностных особенностей человека также зависит стиль разрешать конфликтные ситуации. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, ...