Понятие и функции общения.
Страница 7

Психотерапевт В. Леви предлагает следующие ха­рактеристики общения, которые желательно учитывать в работе над собой:

— уверенность в себе. Нужное самочувствие в любом положении с любым человеком;

— умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощущение собеседника;

— творческая вежливость;

— равновесие серьезности с юмором;

— как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое «чуть-чуть»;

— дар привлекать людей. Обаяние;

— достоинство;

— естественность, искренность;

— непрерывная инициатива в создании психологи­ческой атмосферы;

— чувство меры;

— говорить с каждым на его языке;

— ответственность минус навязчивость;

— умение доверять.

Эстетические особенности общения проявляются во всем: в организации форм общения, в языке как его уни­версальном средстве, эстетике слова. М. Горький вспоми­нал о случае, когда вдруг неожиданно померкла красота прекрасной женщины; вызывавшей восхищение окру­жающих: она заговорила, и ее речь оказалась такой без­вкусной и примитивной, что целостный эстетический об­раз красавицы растворился.

Эстетический тонус общения чрезвычайно важен. Се­годня он является не только желательным, но и необходи­мым, поскольку духовный мир современного человека стал сложным. В процессе общения своеобразно возникает и развивается эстетическая потребность человека, которая применительно к межличностному общению высту­пает как освоение человеком мира других людей на основе гармонии, целесообразности, гуманизма.

Значительно сложнее перевести эти духовные ценности в сферу практи­ческого взаимопонимания людей. Что здесь можно поре-комен,довать?_

1. Стремитесь быть приятным в общении. Это значит: внимательным, но не назойливым, предупредительным, но.не утомительным, деликатным, но не неуклюжим.

2. Организуя общение, пытайтесь представить, в ка­кой мере оно приятно для партнера, если оно приносит удовлетворение вам — это еще не значит, что такие же ощущения испытывает собеседник.

3. Позаботьтесь об этикете общения: пространствен­ном положении, внешнем виде, опрятности, манерах. Здесь нет мелочей: умение приветствовать одного челове­ка или нескольких сразу, мужчину или женщину, умение пригласить на танец, оказать любезность и др.

4. Стремитесь постоянно видеть себя, как бы со сторо­ны — это очень важно для самопознания собственной лич­ности в процессе общения.

5. Умейте «не замечать» недостатки других, оплош­ности в поведении, одежде, физические пороки, дефекты речи и др.

6. Следите за собственными интонациями: иногда именно из-за интонации возникает масса недоразумений, конфликтов и обид.

Соблюдение этих правил поможет вам по-настоящему эстетизировать процесс общения с другими людьми.

Нельзя забывать о том, что все функции человеческо­го общения:

- информационно-коммуникативная,

- органи­зация межличностных взаимоотношений,

- познание дру­гого человека,

- взаимовлияние,

- эстетическая — выступа­ют в единстве. И если в процессе общения с другими людь­ми исключаются какие-либо его составляющие, то немед­ленно происходят «сбои» во всем механизме общения.

3.

Давайте попытаемся проанализировать и так назы­ваемые субъективные предпосылки общения

, которые активно работают в любой ситуации человеческого взаи­модействия.

Как правило, к ним психологи относят:

· уста­новки

· восприятие

· настроение

· взаимопонимание.

Установка –

готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения. Установка как своеоб­разный психологический прожектор, она освещает всю периферию нашего общения. B ней проявляются сила, степень потребности общения с тем или иным человеком, реальные возможности удовлетворения потребности об­щения, выражается степень готовности к нему. Многие сейчас знают о своеобразной службе доверия, созданной психологами. Именно здесь наиболее ярко проявляется потребность человека в общении с другими, стремление, как говорится, отвести душу.

Установка должна носить творческий характер. В чем он заключается.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа
Принцип историзма - рассмотрение опр-ного отрезка развития мэуки в контексте социокультурных условий, зависимость его от общей ситуации в науке в це­лом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изу ...

От 1 года до 3 лет
В этом возрасте интенсивно развиваются интеллект и мышление, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. До двух лет интересы сосредоточены на близких ему ...