4—8 очков
. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!
3 очка и менее
. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой и своим характером! Прежде всего: воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
2.
Давайте, опираясь на собственный опыт общения и на те теоретические и экспериментальные разработки, которые сегодня имеются, попытаемся определить, что же включает в себя этот чрезвычайно важный процесс, каковы его функции
в нашей жизни.
1-я функция общения – информационно-коммуникативная.
Информацией мы обмениваемся постоянно: на службе, дома, с близкими, просто с незнакомыми людьми на улице, в транспорте. Но важно и то, как мы делаем это, как проявляется в этом наша личность, испытывает ли что-либо наш партнер от такого обмена информацией. Следовательно, передача информации в процессе общения должна быть особенной.
Общие требования к осуществлению информационно-коммуникативной функции общения:
- точное ориентирование высказывания на собеседника;
- отражение в сообщаемом вашего личного отношения;
- отбор формы передачи информации;
- выбор речевых средств и ситуации информирования;
- предвидение реакции партнера;
- способность конкретизировать информацию по ходу высказывания;
- приспособить ее к партнеру;
- учет индивидуальных особенностей собеседника.
Информационно-коммуникативная функция общения чрезвычайно важна, но на ней не замыкается целостный процесс общения. Большую ошибку делают те люди, которые ограничивают сложный процесс общения только информационными задачами.
?
Можно ли разговаривать с человеком, обмениваться с ним информацией и все-таки не общаться с ним?
Вы скажете нельзя? А такое бывает. Вот реальная картинка: сижу в аэропорту, рейс откладывается, все нервничают. Подхожу к окошку справочного бюро и спрашиваю: «Девушка, как с рейсом на Саратов?» Девушка смотрит поверх меня и сообщает: «Рейс на Саратов откладывается на два часа». Обратите внимание, она меня информирует, но не общается.
Следовательно, целостный процесс общения невозможен без 2-ой функции общения – познания людьми друг друга.
.
Психолог А. А. Бодалев называет это явление социальной перцепцией
(лат.: псих, восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Это сложный, во многом уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психические процессы — восприятие, ощущение, память, мышление, воображение, воля, внимание. Проанализируем эту категорию, исходя из собственного опыта житейского общения.
Например, вы встречаете приятеля и по лицу видите, что он чем-то озабочен. Вы спрашиваете: «Что-нибудь случилось? » Почему вы задаете такой вопрос, ведь он вам еще ничего не сказал о своих проблемах? Значит, сработала социально-перцептивная функция, и процесс познания другого человека начался.
Или вы видите очередь в магазине, у вас нет времени, а приобрести товар крайне необходимо, и вы обращаетесь к кому-либо из очередных с просьбой купить для вас нужный предмет. Но прежде вы тщательно, лишь по внешним признакам пытаетесь определить к кому же обратиться. ЭТО И ЕСТЬ ФУНКЦИЯ ПОЗНАНИЯ. Чем точнее и надежнее мы познаем человека в процессе взаимодействия, тем плодотворнее и сам процесс общения.
Предмет, задачи, методы отечественной психологии труда. Основные
психологические признаки труда
Выделим основные психологические признаки труда:
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.
Способность предвосхищать результат деятельности очень развита у человека и не свойственна ему как субъекту труда. Наличие мы ...
Три кита, на которых держится страх
Теперь мы, кажется, уже все знаем о страхах и ужасах, о тревогах и депрессиях. Но есть кое-что, на что мы до сих пор не обратили внимания.
Страх не является чем-то монолитным и неразделимым: можно сказать, что он держится на трех китах, ...
|