1. накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности
2. углубление знаний о себе
3. психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире)
4. интеграция (осознание себя единым целым)
5. осознание собственной индивидуальности
6. развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.
Структура самосознания по Л.С. Выготскому зависит от той социальной среды, к которой человек принадлежит [2].
И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов:
1. Познание (самопознание);
2. Эмоционально - ценностное отношение к себе (самоотношение)
3. Действенно-волевое саморегулирование поведение личности [10].
Процесс накопления знаний о себе не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным.
Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания:
1. Самочувствие
2. Самопознание
3. Самооценка
4. Самоконтроль
5. Самокритичность
6. Саморегуляция.
Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: органический, индивидуальный и личностный.
На органическом уровне самосознание отражает физическое "Я" человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. (недомогание, ощущение бодрости, легкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортности.
"Я"-образ на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей – половой, возрастной, этнической, профессиональной и др.
Личностный уровень предписывает человеку то, что его Я – концепция целостна и сформировалась в единый личностный образ. [8]
Структура самосознания, таким образом, понимается как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции.
Способность отделить себя от своих зрительных образов, т.е. осознать то, что мир существует независимо от индивида, но воспринимается посредством образов, формируется у ребенка уже в течение первого года жизни и развивается впоследствии. Именно она составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.
Первый из механизмов самосознания - это способность к осознран6ию психических явлений. По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимает и выделяет объект из среды («я это вижу») то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя («я как-то отношусь к тому, что я вижу») [8]. Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т.е. выделить свое феноменальное «Я».
Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения.
Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение ...
Заключение.
Человек существуетза счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. ...
|