Однако, выделив себя из окружающей среды, ребенок во взаимодействии с самой средой и людьми каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я-концепции».
Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:
1. принятие точки зрения другого на себя (прямое или опосредованное усвоение чужой точки зрения);
2. прямое или косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.;
3. трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;
4. система контроля за ребенком;
5. система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);
6. семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные отношения в семье.
Действие названных механизмов помогает ответить на вопрос «как происходит процесс наполнения Я-концепции, т.е. посредством чего усваиваются и присваиваются представления о самом себе.
Согласно И.И. Чесноковой, развитие самосознания представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование – представление, а затем и понятие своего собственного "Я". В результате этого процесса формируется обобщенный "образ Я". [10]
В.С. Мерлин считает, что самосознание складывается на протяжении всей жизни индивида. Под воздействием многочисленных социальных влияний. В динамике самосознание представлено четырьмя стадиями развития:
1. сознание отличий себя от остального мира;
2. сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
3. сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка;
4. социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности [4].
Таким образом, самосознание – это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, отношениях, действиях и поступках. Самосознание – это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
Как отечественные, так и зарубежные психологи отмечают, что становление самосознания включено в процесс становления личности и потому оно не подстраивается под него, а является одним из компонентов личности.
Общепризнанна многоуровневая структура самосознания. В зависимости от основания деления принято выделять: когнитивный компонент, основу которого составляет процесс самопознания, аффективный компонент, в основе которого лежит самоотношение, и поведенческий компонент, характеризующийся процессом саморегуляции.
Самосознание может выступать и как процесс, и как результат деятельности. В качестве результатов выделяется система «образов Я»: «Я» реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я» идеальное – т.е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я» - прошлое, т.е. совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я» - будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем.
Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка - становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый возраст.
Предмет, задачи, методы отечественной психологии труда. Основные
психологические признаки труда
Выделим основные психологические признаки труда:
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.
Способность предвосхищать результат деятельности очень развита у человека и не свойственна ему как субъекту труда. Наличие мы ...
Введение.
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.
Показатель прибыли позво ...
|