Цель формирующего эксперимента – разработка комплекса педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ЗПР.
В рамках проведения формирующего эксперимента следует придерживаться следующих пунктов:
– совместно с медицинским сопровождением обеспечить систематическую реабилитацию психического здоровья детей с ЗПР с целью устранения или сглаживания аффективных состояний, повышенной возбудимости;
– развивать социальный интеллект школьников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя;
– обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;
– развивать у замкнутых и неуверенных в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность. Психокоррекционную работу возможно организовать и обеспечить средствами игротерапии, психотренингов, групп общения. Психологу и учителю совместными усилиями придется:
проанализировать стиль общения самих взрослых (родителей, учителей): не являются ли они причиной отрицательных эмоциональных и поведенческих проявлений в отношении учебной ситуации, других людей;
– закреплять в духовном сознании ребенка с ЗПР групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения (например, организацию ситуаций взаимопомощи, взаимозаботы, поздравления с днем рождения);
– целенаправленно создавать личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости;
– включать изолированных и отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива;
– одобрять, обсуждать любые проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам;
– обеспечивать каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.
В рамках формирующего эксперимента планируется проведение коммуникативных игр, направленных на развитие навыков общения у детей с ЗПР.
Примерный план-сетка использования в работе с детьми с ЗПР коммуникативных игр на этапе формирующего эксперимента
Месяц |
Задачи |
Игры |
Ноябрь |
Создание доброжелательной атмосферы, установление контакта, формирование положительной мотивации к деятельности, развитие эмпатии, внимания друг к другу, наблюдательности |
Игры-приветствия, «снежный ком», «Встаньте, кто…», «что изменилось», «Моё настроение», «Эмоции героев», «Сижу, сижу на камушке» |
Декабрь |
Развитие невербальных средств общения, понимания друг друга и чувствования
Снятие напряжения, развитие группового единства |
«Передача чувств», «Тихий разговор», «Подарок другу», «Интонация», «Менялки игрушек»
«Дождь в лесу», «Мыльные пузыри», «Рисование», «Клеевой дождик», «Путаница» |
Январь |
Развитие произвольности поведения
Развитие способности к сопереживанию, отзывчивости, умения находить выход из ситуации, сотрудничать |
«Давайте поздороваемся», «повтори за мной», «Шапка-невидимка»
«Гномики», «Игрушка», «Меняемся пуговицами», «От спины к спине» |
Февраль |
Развитие умения действовать по правилам, умения слушать
Развитие вербального общения, совместной деятельности, учить детей играть в сюжетные игры по правилам |
«Да и нет не говори», «Запрещённое движение», «Летят – не летят», «Это и хорошо, и плохо»
«Найди пару», «Хитрая лиса», «Весёлый колпачок», «Самовар», «Займи домик» |
Март |
Развивать навыки сотрудничества в сюжетно-ролевых играх |
«Магазин игрушек», «День рождения куклы», «Школа» |
Анализ основных проблем развития креативности
Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Ш ...
Лечение заболеваний
Секрет успеха традиционной китайской медицины заключается в том, что ее может применять не только врач, но и обычный человек в своей повседневной жизни, либо для того, чтобы самому избавиться от легких повседневных недомоганий, либо в кач ...
|