Неадекватно большое изображение ребенком самого себя интерпретируется как чувство своей значимости. Однако если в рисунке есть указания на неблагополучную семейную ситуацию, личностные трудности ребенка, то, скорее всего, изображение свидетельствует о потребности ребенка в признании своей значимости.
Изображение себя неадекватно маленьким свидетельствует о нарушенных семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве неуверенности у ребенка, о потребности в заботе.
Изображение неадекватно маленьким какого-нибудь члена семьи рассматривается как показатель нарушенных отношений ребенка с ним, испытываемых по отношению к нему отрицательных эмоций.
Выражение лиц нарисованных членов семьи может быть отражением чувств ребенка к ним или представления ребенка о том, как они к нему относятся.
Поправки. Стирание нарисованных фигур, возвращение к их доработке свидетельствует о значимости для ребенка того или иного члена семьи. Однако эта значимость может быть как положительной, так и отрицательной. Если доработки не привели к улучшению результатов, то это, как правило, свидетельство отрицательного, конфликтного отношения, вызывающего эмоциональное напряжение.
Паузы перед рисованием той или иной фигуры также рассматриваются как показатель конфликтности отношения ребенка с данным членом семьи.
Расположение фигур на линии основания, проведение линий под рисунком могут рассматриваться как симптомы тревожности ребенка, В некоторых случаях так же может быть проинтерпретировано и преобладание в рисунке вещей (по сравнению с людьми).
Дополнительная информация. Дополнительную информацию о семейных отношениях можно получить, предложив ребенку раскрасить рисунок семьи. Совпадение цветов при раскрашивании расценивается как показатель эмоционально близких отношений ребенка с данным членом семьи.
Приложение 3
Карта обследования Ани Х.
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка Харламова Анна
Дата рождения 17. 04. 2004г.
Дата обследования:01. 07.2008г.
Возраст 4,2 лет
Домашний адрес, телефон : п. Адамовка, ул. Советская д.214 тел: 2-14-51
Сведения о родителях
Мать: образование, профессия: Наталья Сергеевна, высшее, бухгалтер
Отец: образование, профессия: Владимир Николаевич, среднее техническое, сварщик
Состав семьи
Бабушка: возраст _
Дедушка: возраст
Дядя: возраст
Тетя: возраст
Сестра: возраст Ксения, 12 лет _
Брат: возраст
Общий анамнез
От какой беременности ребенок: от второй
Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет
Как протекала беременность: в 1половину: без осложнений и патологий
Во 2 половину: без осложнений и патологий
Заболевания: нет _ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.
Травмы: нет
Явления угрожающего выкидыша: нет
Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.
Роды: нормальные
Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Длительность родов: первые – более 20 часов, повторные – более 12 часов
Травмы во время родов: нет
Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка
Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу
Закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой
Коллектив как социальный объект управления.
В общественном характере производства заложено такое условие, как объединение людей. По мнению К. Маркса, люди не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Ч ...
Проблемы развития креативности как личностной
способности к творчеству. Понятие
творческой компетенции
По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и из ...
|