Приложение 1
Методика уровня психологического развития детей по шкале тревожности Р.Сирса
Фамилия, имя ребенка |
Укажите номер признака |
Иванова Маша |
3,6,7 |
Петров Саша |
1 |
Признаки или шкала Р. Сирса
1. Часто напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти. Сосет палец.
3. Легко пугается.
4. Сверхчувствителен.
5. Плаксив.
6. Часто агрессивен.
7. Обидчиц.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет, бледнеет.
10. Имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации.
11. Суетлив, много лишних жестов.
12. Потеют руки.
13. При непосредственном общении с трудом включается в работу.
14. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.
Обработка результатов: 1-4 признака — слабая тревожность; 5-6 признаков — выраженная тревожность; 7 признаков и более — высокая тревожность.
Приложение 2
Методика интерпретации рисуночного теста по В.К.Лосевой
Наиболее достоверными считаются такие особенности рисунка семьи: расстояние между отдельными членами семьи, последовательность их изображения, состав нарисованной семьи, отличия изображений членов семьи по величине. Если в рисунке семьи руки каждого (или одного) члена семьи неодинаковы, то можно предположить, что особенности характеризуют стиль общения конкретных членов семьи (в данном случае эти особенности интерпретируются так же, как и в рисунке человека). Целесообразно сравнить прорисовку рук в рисунках человека и семьи, т.е. сопоставить стиль общения родителей и ребенка).
В процессе выполнения задания ребенком рекомендуется обращать внимание на паузы, возвращения к уже нарисованным фигурам, исправления, чрезмерное штрихование, спонтанные высказывания.
Расстояние между фигурами отражает реальную эмоциональную дистанцированность каждого члена семьи по отношению к ребенку, друг к другу (с точки зрения самого ребенка).
Барьеры (члены семьи изображаются разъединенными различными предметами) свидетельствуют об эмоциональной разобщенности, о конфликтности семейных отношений.
Порядок изображения. Наиболее информативно то, кого из членов семьи ребенок изображает первым. Как правило, это либо наиболее эмоционально значимый член семьи, либо тот член семьи, которого ребенок боится, но почитает.
Уточнить, с каким эмоциональным отношением связано изображение первым того или иного члена семьи, позволяет анализ рисунка в целом.
Если ребенок рисует себя в непосредственной близи с изображенным первым членом семьи, который при этом тщательно прорисован, декорирован, можно предположить, что именно к нему ребенок наиболее привязан. В том случае, когда ребенок рисует себя в отдалении от первого изображенного члена семьи, нарисованного к тому же схематично или редуцированно, вообще не рисует себя или изображает последним, то, скорее всего, с этим членом семьи у него связаны наиболее отрицательные эмоции, на которых он сознательно или бессознательно акцентирует свое внимание.
Причины конфликтов
Причины конфликтов – это проблемы, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. В возникновении конфликта причины занимают второе м ...
Трансформация иерархии семейных ценностей в
эволюции семейно-брачного института
Существует значительное количество видов брачных отношений, и соответственно, ряд семейных типов, однако рассмотреть все их в настоящей работе не представляется возможным. Но для актуальных современных исследований наибольшее значение име ...
|