Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) выделял лишь один источник опыта - ощущение, а первичным ощущением, на котором основано все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, является обоняние. Существует следующая схема формирования всех психических способностей через первичность обоняния:
1} Этап первый - возникает ощущение запаха и, неоднократно повторяясь, трактуется как опыт, который включает в работу память. Внимание появляется при определенном, более сильном по сравнению с другими ощущении. С возникновением памяти формируются два ощущение - прошлое и наличное;
2) этап второй - возникает суждение, также основанное на ощущении, так как внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение;
3) этап третий - возникновение потребности на основе сравнения двух ощущений - удовольствия и неудовольствия, которые тесно взаимосвязаны, так как без познания второго невозможно понимание первого. Однако понять разницу между ними человек может, только сравнив их, а сравнение есть результат ощущения;
4) далее на основе потребности возникает воображение, задача которого сводится к восстановлению образа, соответствующего потребности;
5) на основе потребности создаются воля и желание;
6) взаимодействие организма со средой также осуществляется с помощью ощущения, которым на этот раз является осязание. Именно через силу воздействия организма на предмет или, наоборот, предмета на организм вначале появляется внутреннее проживание этого воздействия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появляется понимание и осмысление этого предмета как части окружающей среды.
Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма, и не делается различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только основывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения.
Публичное харкание
Харкание, похоже, стало у китайцев чем-то вроде национального развлечения. Возможно, это – одна из самых отвратительных и нездоровых привычек китайцев. Прочищение глотки и громкое высвобождение образовавшейся в результате этого жидкости п ...
Урегулирование конфликтов в деятельности коллектива
Вуза как педагогическая проблема. Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем.
Конфликт - это стол ...
|