Практически все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями их поведения: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, гиперактивность, эгоизм и многие другие. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков нелегко. Еще труднее воспитывать подростков, у которых наблюдаются устойчивые отклонения от социально-культурных норм жизни и поведения, то есть тех, поведение которых можно назвать осложненным.
В чем же может проявляться склонность к отклоняющемуся поведению? Зная это, вероятно можно не допустить формирования девиантного поведения. Ведь, как говорят медики, болезнь легче предупредить, чем потом ее лечить.
Рассмотрим особенности характера и поведения, которые вследствие их запущения могут привести к возникновению различных видов девиантного поведения.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение,употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером [13, с.42-93].
При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Так как подростковый возраст является кризисным, особенности характера подростка часто заостряются, а при действии продолжительном психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При этом для каждого типа акцентуации существуют свои более и менее характерные формы девиантного поведения.
Таблица 1- Акцентуации характера и характерные для них отклонения в поведении
Акцентуации характера |
Виды девиантного поведения |
Гипертимный тип |
склонность к аддиктивному поведению |
Циклоидный тип |
склонность к суицидальному поведению |
Лабильный тип |
склонность к аддиктивному, суицидальному поведению |
Астено-невротический тип |
--- |
Сенситивный тип |
склонность к суицидальному поведению |
Психастенический тип |
--- |
Шизоидный тип |
склонность к аддиктивному поведению, сексуальным правонарушениям (эксгибиционизм, развратные действия над малолетними, сексуальная агрессия) |
Эпилептоидный тип |
склонность к аддиктивному, делинквентному, криминальному поведению |
Истероидный тип |
склонность к демонстративному суицидальному поведению, а также к аддиктивному и делинквентному (мелкое воровство, мошенничество) |
Неустойчивый тип |
склонность к аддиктивному, делинквентному поведению |
Конформный тип |
--- |
Помимо акцентуаций характера есть и другие особенности характера и поведения, которые в случае их игнорирования могут привести к возникновению девиантного поведения. Рассмотрим некоторые из них.
Эгоизм. Этот термин употребляется в значении себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества. Основные формы выражения эгоизма: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм. Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. В этом случае в центр всей жизни подросток ставит свое индивидуальное "Я". В семье такой ребенок требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него [10, с. 42].
Леность. Это психическое явление: отсутствие желания делать что-либо, требующее волевого усилия, и главное - переживание удовольствия от безделия [14, с. 273].
Проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Основными причинами появления лености у подростков являются, во-первых, отрицательное влияние окружающего социума или чрезвычайно заботливых родителей, а во-вторых, малая заинтересованность и недостаточная инициативность в вопросах повышения производительности своего труда.
Гиперактивность. Этот термин определятся как сверхактивность, двигательная активность, не соответствующая норме. Применительно к детям гиперактивность обозначает чрезмерную невнимательность ребенка, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность, не соответствующая нормам. Чаще всего свойственна мальчикам. Они постоянно находятся в движении, независимо от того, чем занимаются - математикой или физкультурой. Однако результаты их активности невысоки. Многое начатое просто не доводится до конца [15, с. 102].
Древнекитайский массаж "туйна"
В письменных памятниках китайской древности, передававшихся по наследству из рук в руки и случайно найденных при раскопках Ханьских могил в Мавандуе, оказались методики лечения с использованием массажа "туйна", широко использова ...
Введение. Актуальность исследования
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворен ...
|