В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида [7, с. 24].
В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.
Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Эти причины нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Обратимся к характеристике наиболее распространенных причин [12, с. 67].
Во-первых, это стремление подростков к самовыражению, которое есть у каждого ребенка. Это проявляется в следующих противоречиях в личностном развитии:
- у ребенка возникают пробелы в знаниях, затем он не усваивает последующий материал; начинает отвлекаться, мешать другим, боится неудовлетворительных оценок, убегает с уроков;
- хочет показаться сильным; здесь тоже не получается - вовремя не начал развиваться физически, другие оказываются сильнее;
- ищет себе друзей, среди которых он был бы лидером, это слабые в учебе, менее сильные физически; тут он может и покомандовать, подчинить себе других;
- если стать лидером не получилось, то он сам может оказаться под влиянием более сильных - а это улица; там формируется ближайшее окружение, социум;
- в этом социуме он нашел себя и себе подобных, тут он уже может стать на путь правонарушений и преступлений; постепенно наступает деморализация личности - так ребенок становится явно выраженным "трудным", педагогически запущенным. Он умышленно выбирает такую форму поведения, чтобы самоутвердиться в социуме [12, с. 68].
Во-вторых, эти осложнения могут быть связаны с недостатками семейного воспитания. Известны четыре основные группы детей с осложненным поведением:
- дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости;
- безнадзорные дети (предоставлены сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей);
- избалованные, изнеженные дети (получающие чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделания);
- дети, развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка) [12, с. 68].
Особенности развития
внимания
Одной из основных форм познавательной деятельности человека являются ощущения, которые привлекают внимание ребенка и заставляют концентрироваться на предмете, действии. Под ощущениями понимаются такие психические процессы, которые возника ...
Полученные результаты, их обработка и обсуждение
Анализ проводился методом экспертных оценок и количественного подсчёта элементов. Участвовало 3 эксперта – профессиональных психолога. Каждый эксперт анализировал все протоколы. При дальнейшей обработке учитывались только совпадающие мнен ...
|