Психология » Отклоняющееся поведение подростков » Недостатки семейного и школьного воспитания как фактор склонности к отклоняющемуся поведению
Недостатки семейного и школьного воспитания как фактор склонности к отклоняющемуся поведению
Страница 1

Неблагоприятная семейная атмосфера, жизненные условия, а также ошибки в семейном воспитании формируют противоречивое отношение ребенка к окружающему миру и приводят к значительным отклонениям в его личности. Такие отклонения, называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушения поведения. Первоначально они не очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им особого значения, полагая, что ребенок еще мал, чего-то не понимает, подрастет - исправится.

При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда поначалу вроде бы незначительные недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Произошедшие в ребенке перемены родители начинают замечать только тогда, когда он становится не поддающимся педагогическим воздействиям не только в семье, но и за ее пределами, т. е. становится трудновоспитуемым.

Отклонения в поведении дошкольника, младшего школьника и подростка неодинаковы. Дело в том, что продолжительность накопления отрицательного опыта у подростка значительно больше, чем у младшего школьника и тем более у дошкольника. Поэтому осложнения в поведении подростка в результате многократного повторения приобретают устойчивость и преодолеваются труднее, чем у дошкольников и младших школьников. Чем раньше будут обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолеваться, тем вероятнее исправление недостатков в поведении [9, с. 28].

В последнее время о подростках с девиантным поведением пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть неподдающихся обучению и воспитанию учеников.

Состав подростков с отклоняющимся поведением далеко неоднороден, и причины этих отклонений неодинаковы. Такое поведение школьников обусловливается тремя основными факторами: а) педагогической запущенностью; б) социальной запущенностью; в) отклонениями в состоянии здоровья [10, с. 23].

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется "трудный", "неисправимый" ребенок с поведенческими проблемами. В разряд "трудных" и "неисправимых" нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Под педагогической запущенностью понимается такое состояние, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы. В основе педагогической запущенности лежат три ряда обусловливающих ее факторов [9, с. 34 ]:

1) пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных понятий и отрицательного жизненного опыта;

2) недостатки, отступления от нормы или дефекты в развитии черт и качеств личности;

3) недостатки или отступления от нормы во взаимоотношениях личности с окружающими.

В результате нарушаются связи личности со средой, отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение начинает все более отклоняться от общепринятых норм. Ребенок становиться "трудным". Педагогическая запущенность может наблюдаться в любом возрасте ребенка, и в каждом она имеет свои особенности. Наиболее ярко возрастная специфика педагогической запущенности проявляется у подростков. В сочетании с некоторыми особенностями этого периода педагогическая запущенность обусловливает возникновение педагогической трудности подростков, наиболее частой и наиболее распространенной.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников определяются конфликтными отношениями в семье, просчетами воспитательной системы школы, изоляцией от товарищей в силу каких-то причин, социальной дезадаптацией вообще и стремлением утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика [10, с. 19].

Страницы: 1 2 3 4 5


Влияние семьи на возникновение и течение психосоматических заболеваний у детей. Психические особенности и психосоматические расстройства в период раннего детства и у детей дошкольного и младшего ш
Формирование внутренней картины психосоматической болезни у детей и взрослых различно: это различие тем больше, чем младше ребенок. Психическое развитие ребенка, его личность с раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообраз ...

Интуиция как вид творческого мышления. Экспериментальные исследования интуиции
Многие исследователи ставят знак равенства между интуицией и творчеством в науке. При этом интуитивный творческий акт рассматривается как бессознательный, иррациональный (не подчиняющийся обычной логике и рациональности), спонтанный и не ...