з) перекодирование — вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;
и) достраивание запоминаемого материала и привнесение нового в запоминаемое — использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам;
к) серийная организация материала— установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);
л) ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности;
м) повторение— сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.
3. Сохранение — это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала.
Тульвинг (1972) выделил такие две формы памяти, как эпизодическая и семантическая. В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях в жизни человека. По своей сути эта память автобиографична.
Семантическая память включает структуры, свойственные данной культуре и позволяющие познавать мир. В семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Семантическая память служит каркасом для событий текущей жизни, хранящихся в эпизодической памяти.
Существует несколько способов «укладки» информации в памяти: пространственная организация (лежит в основе построения «когнитивных карт»), линейная организация (позволяет, например, ориентироваться в днях недели), ассоциативная организация (группировка элементов по каким-то общим признакам или сходным функциям), иерархическая организация (по соответствию элемента общей или специальной категории).
4. Воспроизведение — актуализация закрепленного ранее содержания психики.
Воспроизведение — мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения).
Эффективность воспроизведения тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти. В извлечении информации из памяти важную роль играет контекст: всегда легче узнать какой-то элемент среди других, чем вспомнить что-либо без опорных точек или объектов для сравнения. Узнавание, а не вспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.
Итак, воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи; 2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).
Реминисценция (лат. reminiscor – припоминаю), исследованный сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. феномен памяти заключается в том, что воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников. Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.
В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные Г. Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна — Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.
5. Забывание — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях — даже узнать то, что было известно из прошлого опыта.
Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.
Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Данная закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к его более длительному сохранению. Материал, связанный с потребностями, целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем.
Возрастные особенности суицидального поведения. Особенности
суицида в детском возрасте
Попробуем разобраться в причинах детского суицида.
В последние годы отмечается рост суицидальной активности. Суицид – это умышленное лишение себя жизни. Мысли о самоубийстве, соответствующие высказывания, угрозы, намерения и попытки поко ...
Диагностика профессионального выбора и ценностно-смыслового самоопределения
Цель занятия: состоит в экспериментальной диагностике профессионального выбора и ценностно-смыслового самоопределения.
Методика ...
|