Психология » Психология и педагогика » Основные психологические школы ХХ-го века
Основные психологические школы ХХ-го века
Страница 3

. У её истоков стоял австрийский психиатр и психолог З. Фрейд. (1856-1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх –Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса – бессознательном. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием . «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные впечатления с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные впечатления, по словам Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создаёт невыносимое для человека напряжение. Последние частично может быть снято с помощью бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем, освободиться от них.

З.Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К.Юнг.), определяют психическое развитие личности. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения пороков»

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К.Хорни, Г.Салливен и Э.Фромм – реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопастности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияние социоэкономической структуры общества (Фром)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 1 2 3 4


Характеристика межличностных отношений и социального поведения детей с нарушениями речи разной степени тяжести
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят духоту, жару, езду в трансп ...

Психодиагностическая работа
1. Диагностика на готовность к школе. Проведена диагностика 2-х детей, поступающих в первый класс на предмет психологической готовности к школе. Для определения школьной зрелости выбран « Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Ир ...