Приложение А
Характеристика познавательных процессов
Познавательные процессы |
Определение |
Свойства |
Виды |
Методы и приемы развития |
Внимание |
Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности |
Избирательность,
Объем,
Распределение,
Концентрация,
Устойчивость,
Переключаемость |
Непроизвольное,
Произвольное,
Постпроизвольное |
ü Соревновательные моменты,
ü Нетрадиционный вопрос,
ü Контроль и оценка самих учащихся,
ü Комментированное управление |
Память |
Организация и сохранение прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания |
Объем запоминания,
Точность,
Длительность хранения,
Скорость запоминания |
Кратковременная и долговременная,
Словесно-логическая, образная,
Произвольная, непроизвольная,
Механическая, смысловая |
ü Группировка,
ü План,
ü Классификация,
ü Структурирование,
ü Схематизация,
ü Аналогия,
ü Перекодирование,
ü Ассоциация,
ü Повторение,
ü Метод локальной привязки |
Мышление |
Обобщенный и опосредованный процесс отражения окружающей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях |
Дополнительность – симметричность,
Сознательность- интуитивность,
Масштабность – узость,
Целенаправленность – бесцельность,
Оптимальность – закономерность,
Критичность – априорность,
Системность - стихийность |
Образное, логическое, практическое,
Эмпирическое, теоретическое, разумное, диалектическое
Репродуктивное и творческое |
ü Развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления,
ü Ориентир на самопознание,
самообразование. |
Речь |
Совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков |
Скорость,
Разнообразие,
Грамотность,
Точность |
Устная,
Письменная,
Вербальная (словесная),
Невербальная (мимика, жесты, знаки). |
ü Чтение вслух,
ü Разыгрывание речевых ситуаций,
ü Овладение произвольной регуляции речевой деятельности,
ü Повторение,
ü Комментирование и др. |
Восприятие |
Целостное отражение предметов, явлений, в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях |
Объем,
Быстрота,
Точность,
Полнота,
Надежность |
Зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное
Восприятие времени, движения, пространства |
Сочетание вербально-
логического материала с
образным, текстового
изложения с графическим представлением, зрительного
восприятия с практическими
действиями. |
Воображение |
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений |
Целостность,
Предметность,
Осмысленность,
обобщенность,
Константность
Избирательность |
Визуальные и абстрактно-логические,
Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные,
Статические, кинетические, преобразующие |
ü Заострение,
ü Схематизация,
ü Типизация | | | | | | |
Влияние болезни на
психику человека. Соматогенное влияние болезни на психику
Соматогенное влияние болезни на психику связано с непосредственным воздействием на центральную нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или интоксикация) и самих интенсивных болевых ощущений. Особенно большую роль с ...
Практический раздел. Диагностика темперамента, характера,
уровня тревожности, самооценки и притязаний
Испытуемый 1. Прохорова Наташа
Учащаяся ТУ 19 г. Кирова по профессии разрисовщик игрушек.
Наташа сама попросила провести диагностику. Цель ее просьбы в том, чтобы с помощью результатов исследования понять сможет ли она заниматься предпр ...
|