В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.
Если метод – это стратегия научного исследования (общие положения), то методика (частные положения) – это тактика.
Психодиагностика включает использование:
– стандартизированных тестовых методик;
– клинических экспертных методик (основанных на качественных экспертных оценках).
Стандартизированные методы эффективнее, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в короткие сроки и при этом принять строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности. Они лучше защищены от возможности ошибок. Клинические методики более эффективны, они позволяют глубже и точнее проникнуть в особенности личности конкретного человека, но требуют много времени на индивидуальную работу с данным человеком. Клинические методики наиболее эффективны, если по их результатам сам психолог – диагност проводит коррекцию, психотерапию или тренинг в обследуемым человеком.
В современной психодиагностики используются и субъективные и объективные методы, но предпочтения отдается объективным, так как их результаты легче поддаются интерпретации, а диагностические выводы на основании их более точны.
Рисунок № 1 – Методы психодиагностики
Экспериментальные методы требуют высокой квалификации психолога. Из всех существующих методик на сегодняшний день наиболее распространенным являются тесты – достаточно краткие стандартизированные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам [46, с. 52].
Цель тестирования определяет А. Анастази: «Любые тесты в том числе и интеллектуальные, следует использовать не для навешивания ярлыков, а для понимания самого индивида. Важной целью современного тестирования является содействие самопознанию и развитию личности» [18, с. 15].
Особое значение имеет выбор критерия оценки получаемых результатов.
Важнейшими показателями качества психодиагностических методик являются надежность и валидность. Надежность психодиагностических методик свидетельствуют о повторяемости, стабильности результатов, об их постоянстве и устойчивости. Она показывает, насколько точно производятся психологические измерения насколько можно доверять полученным результатам.
Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия возможных случайных факторов:
– внешних материальных условий (времени суток, освещенности, температуры, посторонних звуков и т.д.);
– внутренних факторов (времени врабатываемости, скорости утомления и т.п.);
– информационно-социальных обстоятельств (динамики, установление контакта с психологом, наличие других людей в помещении и отношения к ним и т.п.).
Эти факторы так многообразны, что приводят к ошибке измерения. Существует стандартная ошибка измерения, для каждого теста своя но не превышающая нормы.
Валидность, по А. Анастази, – понятия, указывающие нам, что тест измеряет и настолько хорошо он это делает. Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает.
Таким образом, качество любой психодиагностической методике зависит от степени ее стандартизированности, надежности и валидности. При разработки любой диагностической методике ее авторы должны проводить соответствующую проверку и сообщить в руководстве к ее применению полученные результаты.
Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующих отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стэнфорд-Бике. Эти тесты имеют хорошую надежность и валидность.
Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования:
Способ и направленности жизни
Забота (в первую очередь)
За свой счет
За счет других
О себе
Потребитель
Паразит
О людях и жизни
Творец
Романтик
Нет смысла пытаться точно определить, кем являешься ты или другие инте ...
Системное исследование. Основные понятия специальной
психологии
1.Психодиагностика
Возможность эффективной коррекции нарушений психического развития определяется их ранней диагностикой. Психодиагностика- область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психоло ...
|