Высшая школа как социальная организация и элемент социальной структуры не может находиться вне противоречий и коллизий, переживаемых обществом. Это, в свою очередь, порождает проблемы в социальном управлении вузами, снижает эффективность учебно-воспитательного процесса, отрицательно влияет на уровень социального самочувствия преподавателей.
Основным противоречием социальной практики регулирования конфликтов преподавателей со студентами является несоответствие между наиболее часто используемыми традиционными средствами предотвращения, снижения уровня и прекращения конфликтов в виде административного воздействия либо психологической индивидуальной помощи конфликтующим сторонам, с одной стороны, и изменением статуса студента как потребителя образовательных услуг, связанного с приобретением им прав субъекта правоотношений, личные неимущественные интересы которого охраняются государством, с другой стороны.
Конфликт возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Обычно он начинается с инцидента, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой.
От педагога требуется высокий уровень профессионализма, чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и без риска подорвать веру в себя со стороны студентов.
В процессе урегулирования конфликта многое зависит от самого преподавателя. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым, проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
- при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
- научиться ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
- всегда искать компромисс;
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися;
- главная проблема разрешения конфликта – «что делать?»
Учет индивидуальных особенностей студентов преподавателем делает отношения более продуктивными и более эмоциональными. Речь идет не о традиционных отрицательных эмоциях, а о высоких чувствах.
Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.
В современных условиях платности высшего профессионального образования студент выступает заказчиком и потребителем образовательных услуг. От их качества и профессиональной направленности зависит будущее студента.
Повышение качества факторов, влияющих на удовлетворение потребностей студента в качественном высшем образовании, является основой способом урегулирования социально-педагогических конфликтов в Вузе.
В этой связи повышается значимость таких факторов как: организация учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента.
Психологические особенности умственно отсталых детей
1. Общая характеристика
Умственно отсталым называют ребенка, у которого наблюдается стойкое значительное нарушение познавательная деятельность вследствие глубокого органического поражения головного мозга (Рубинштейн С.Я., 1986). Этим умс ...
Понятие темперамента
В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личность ...
|