Приложение № 1 (а)
Методика № 1 "Исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры":
· уровень - работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.
· уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.
· уровень - характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция - уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг - уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
· уровень - в работах отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
· уровень - для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
· уровень - качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть "включением". На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как "материала", толчка к воображению и творчеству.
Использование при создании идей и продуктов воображения действия "включения", обеспечивая в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.
Приложение № 1 (б)
Методика №2 Пиктограмма ("Нарисуй слово")
Интерпретация
Все изображения классифицируются на пять основных видов:
абстрактные (А) - не оформленные в образ линии;
знаково-символические (3) - знаки и символы;
конкретные (К) - конкретные предметы;
сюжетные (С) изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;
метафорические (М) изображения в виде метафор, художественного вымысла.
При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение. Наиболее часто употребляемый вид свидетельствует о характере мыслительной деятельности:
А и 3 - тип "мыслителя" - обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления;
С и М - креативы "художественного" типа;
К - конкретно-действенное практическое мышление.
Приложение №2 (в)
Результаты диагностики творческих способностей и воображения младших школьников
Таблица 1.
Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 1 "Неполные фигуры" (младшие школьники)
Школьники |
Фигуры |
Итоговый уровень развития |
Квадрат |
Треугольник |
Круг |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
6 |
4 |
5 |
5 |
5 |
7 |
2 |
3 |
3 |
3 |
8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
4 |
3 |
4 |
4 |
10 |
3 |
3 |
2 |
3 |
11 |
4 |
3 |
4 |
4 |
12 |
3 |
3 |
2 |
3 |
13 |
4 |
5 |
5 |
5 |
14 |
5 |
4 |
5 |
5 |
15 |
5 |
4 |
5 |
5 |
Внимание.
Сфокусированность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием.
Внимание – это направленность психики (сознание) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сос ...
Понятие аномального развития. Определение понятий "дизонтогенез".
Психологические параметры дизонтогенеза
К аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только пр ...
|