Методика №1.
Методика исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры".
Данные диагностики младших школьников по 1-й методике приведены в таблице №1 Приложения (в), данные диагностики старших дошкольников, составивших контрольную группу, по 1-й методике приведены в таблице №2 Приложения (г).
Далее проведем сравнительный анализ результатов диагностики по 1 - й методике. Сопоставим процентное распределение детей двух групп по уровням развития воображения по результатам 1-й методики:
Процентное распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням развития воображения по результатам 1-й методики
Таблица 1
Показатели |
Уровни развития воображения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Контрольная группа (старшие дошкольники) |
Кол-во чел. |
3 чел. |
7 чел. |
5 чел. |
0 чел. |
0 чел. |
0 чел. |
% |
20% |
46,7% |
33,3% |
0% |
0% |
0% |
Экспериментальная группа (младшие школьники) |
Кол-во чел. |
0 |
0 |
6 |
5 |
4 |
0 |
% |
0 |
0 |
40% |
33,3% |
26,7% |
0 |
По данным таблицы 1 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп:
Рисунок 1.
Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам методики №1
Итак, по данной методике старшие дошкольники продемонстрировали невысокий уровень развития воображения. К высоким 4-му, 5-му, 6-му уровням не был отнесен ни один ребенок из контрольной выборки.
Большая часть испытуемых контрольной группы (46,7%) была отнесена ко 2-му уровню развития воображения.
В качестве наглядного примера приведем работы старших дошкольников, отнесенные к низкому, 2-му уровню:
Рисунок 2.
2-й
Уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.
Треть детей контрольной группы (33,3%) была отнесена к третьему уровню развития воображения, для которого характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды, наблюдается изменение масштабов
изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения, но в то же время, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
И, наконец, 20% детей старшего дошкольного возраста были отнесены к самому низкому уровню развития воображения.
В качестве наглядного примера приведем работы старших дошкольников, отнесенные к самому низкому, 1-му уровню:
Рисунок 3
Береги свой сон
Справка Научные исследования, проведенные в последние годы, открыли много интересного и важного, но не бесспорного. Оказывается, от 40 до 50 физиологических процессов у нас подвергается суточным колебаниям. Меняется сердечная деятельность ...
Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Психологические особенности детей дошкольного возраста
В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полуша ...
|